Начался финальный этап проекта петербургской Филармонии «Военная летопись»
В Международном центре реставрации в Рождествено начался финальный этап проекта петербургской Филармонии «Военная летопись», который посвящен 80‑летию Победы и включен в официальную юбилейную программу. Мы сообщали об этом проекте. Сегодня рассказываем о нем подробнее.

ФОТО предоставлено пресс-службой петербургской Филармонии
Реставраторам переданы 274 предмета, в основном уникальные, сохранившиеся в единственном экземпляре афиши всех концертов оркестра Ленинградской филармонии, которые в 1941 – 1944 годах состоялись в Новосибирске и других городах.
Эти важные свидетельства военных дней сохранились благодаря усилиям Евгения Мравинского, главного дирижера оркестра, который за три года дал в Новосибирске, Кемерове, Барнауле и Омске более 500 концертов. Кроме того, в реставрацию поступили афиши блокадного времени. Особый интерес представляет записная книжка Бориса Хаиса, директора Филармонии, который работал в Ленинграде всю войну. Он по дням отмечал, кто выступает, кто не может выступить, формировал концертные программы, налаживал сложнейший репетиционный быт.
Примечательная запись в дневнике рассказывает, например, о концерте, запланированном на 9 мая 1945 года. Программа была сверстана заранее и дополнялась в ночь с 8 на 9 мая, после известия о Победе. Сочинениями Александра Скрябина дирижировал Карл Элиасберг, который в августе 1942 года вместе с оркестром Ленинградского радиокомитета исполнил в Большом зале Филармонии Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, а в общей сложности дал в осажденном городе около двухсот концертов.
В 1970 году, к 25‑летию Победы, филармонисты, пережившие блокаду, собрали альбом фотографий военного времени, снабдив их подписями и историческими комментариями. Теперь этот уникальный документ также поступил в руки опытных реставраторов.
Руководитель лаборатории реставрации графики Инна Григуль пояснила, что «каждый хрупкий бумажный предмет требует индивидуального, трепетного подхода. Важно учитывать: качество бумаги, на которой печатались блокадные афиши, было низким».
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Кантор, заместитель директора петербургской Филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, проект «Военная летопись» рассчитан на 2023 – 2025 годы и предполагает реставрацию более 700 артефактов — афиш, программок, пригласительных билетов времен Великой Отечественной войны. Особое место в этом ряду занимает Блокадная книга Филармонии — рукописный календарь концертов.
Международный центр реставрации в Рождествено был выбран для этой ответственной работы как ведущая на Северо-Западе организация по работе с бумажными памятниками, подтвердившая свою квалификацию в разных проектах и оснащенная новейшим оборудованием, помогающим «вылечить» самые сложные дефекты.
«Огромный, уникальный по своей полноте комплекс афиш и других документальных свидетельств работы Филармонии как в Ленинграде, так и в Новосибирске, не исследовался. Обычно в поле зрения историков попадают лишь афиши знаковых концертов или выступлений самых именитых исполнителей. Однако для изучения повседневности, равно как и свидетельств культурной, духовной жизни ленинградцев и жителей тыловых регионов, важен «сквозной» обзор таких артефактов», — поясняет Юлия Кантор.
Отреставрированные афиши будут оцифрованы, что даст возможность предоставлять копии библиотекам, музеям, архивам. Например, благодаря сохранившимся афишам выяснилось, что в блокадном городе, где не прекращалась филармоническая жизнь, выступали не только ленинградские музыканты, но и профессора Московской консерватории — Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Святослав Кнушевицкий.

ФОТО предоставлено пресс-службой петербургской Филармонии
На 26 апреля, к юбилею Победы, в Большом зале петербургской Филармонии запланировано открытие выставки «Возвращение», где в числе экспонатов будут представлены и некоторые отреставрированные афиши.
Полностью проект «Военная летопись» завершится в декабре 2025 года. Как сообщила Татьяна Черняева, руководитель Международного центра реставрации, тогда же по итогам работы реставраторов состоится научная конференция, организуемая совместно с петербургской Филармонией.
Читайте также:
В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Спасти! Матерям Ленинграда посвящается»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7865) от 12.03.2025 под заголовком «Музыка, ставшая бойцом».
Комментарии