Наброски за кулисами. В Президентской библиотеке открылась выставка об истории российского балета

Сценические сапожки Марии Петипа, кастаньеты и бубен Матильды Кшесинской, альбом Галины Улановой со стихами-посвящениями от ее соучениц… Реликвии «Кабинета истории русского балета имени М. Х. Франгопуло» редко покидают родные стены, так что нынче есть редкая возможность увидеть их в Президентской библиотеке. Выставка продлится до конца сентября.

Наброски за кулисами. В Президентской библиотеке открылась выставка об истории российского балета | Концерт воспитанников Ленинградского хореографического училища в селе Полазна, сентябрь 1942 года. Зрители — раненые бойцы Красной армии. Рисунок воспитателя В. Сенсова./Репродукция. ФОТО автора

Концерт воспитанников Ленинградского хореографического училища в селе Полазна, сентябрь 1942 года. Зрители — раненые бойцы Красной армии. Рисунок воспитателя В. Сенсова./Репродукция. ФОТО автора

Мариэтта Франгопуло, выпускница Ленинградского хореографического училища (с 1991 года — Академия русского балета), в 1940 году начала преподавать в нем историю танца и тогда же создавать музей. Его первыми экспонатами стали сохранившиеся с дореволюционных времен фотографии выпускников театрального училища, а также прижизненный портрет балетмейстера Шарля Дидло. Того самого, который упомянут Пушкиным в «Евгении Онегине»: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». В настоящее время собрание именуется «Кабинетом истории русского балета имени М. Х. Франгопуло».

Жемчужины художественной коллекции — рисунки Зинаиды Серебряковой, которая в начале 1920‑х годов посвятила балету целую серию произведений. Ее дочь Татьяна тогда училась в хореографическом училище, и Серебрякова делала наброски за кулисами Мариинского театра. Кстати, среди ее моделей была и Мариэтта Франгопуло, на портрете Серебряковой она изображена в костюме из балета «Карнавал».

Еще один любопытный экспонат — семиструнная гитара, приобретенная в 1924 году хореографом Джорджем Баланчином за границей на распродаже у русских эмигрантов. Спустя годы он подарил ее артисту балета и коллекционеру Михаилу Барышникову, который передал ее сыну балерины Татьяны Вечесловой — Андрею Кузнецову-Вечеслову. Тот в свою очередь в 2014 году преподнес инструмент в дар музею академии.

Представленный в экспозиции ножной браслет Анны Павловой, подаренный ей в 1920‑х годах индийским танцовщиком Удай Шанкаром, — напоминание о не самой известной странице в истории отечественного балета, когда балерина увлеклась популяризацией классического индийского танца, — поясняет научный сотрудник выставочного отдела Президентской библиотеки Нина Логинова.

Павлова очень интересовалась искусством Индии и ее древней культурой, и, как вспоминал индийский танцор Рам Гопал, когда она впервые в начале 1920‑х годов побывала в этой стране, «умоляла богатых и образованных индийцев показать ей мистические и изысканные танцы», но получала неизменный отказ. Дело в том, что в колониальной Индии занятия танцами считались презренным уделом людей низкой касты, уличных танцовщиков и храмовых танцовщиц. Но Павлова стояла на своем.

Ее партнером стал студент Королевской академии индиец Удай Шанкар. Она заметила его еще в Лондоне, где он выступил как «индийский танцор» на одном из благотворительных мероприятий, организованных его отцом. Сценические эксперименты Анны Павловой имели в Индии большой успех, а сама она признавалась, что для нее наслаждение «танцевать индусские танцы»…

Отдельный раздел выставки посвящен эвакуации Ленинградского хореографического училища на Урал в годы Великой Отечественной войны. Сначала оно возобновило свою работу в небольшом селе Полазна Пермского края, а затем переехало в Пермь, где тогда находился эвакуированный из Ленинграда Кировский театр. Во время пребывания в Перми училище регулярно проводило наборы в первые классы, готовило выпускные экзамены и спектакли. Ученики давали концерты в госпиталях. Среди экспонатов — рукописные открытки, которые они отправляли своим родным.

Часть учеников и педагогов училища оставались в осажденном Ленинграде. И они тоже все время выступали — перед бойцами, уходившими на фронт, перед ранеными. Только за сентябрь-октябрь 1941 года ученики и студенты педагогического отделения дали более 250 концертов. А летом 1942 года, несмотря ни на что, в блокадном Ленинграде был произведен набор в первый класс хореографического училища.


#библиотека #выставка #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7441) от 22.06.2023 под заголовком «Наброски за кулисами».


Комментарии