На выставке «Буллы: династия фотографов» покажут фотохитрости столетней давности
«Буллы: династия фотографов» - так Центральный государственный архив кинофотофонодокументов назвал выставку, рассказывающую о знаменитых мастерах светописи. Она открылась в архивном комитете на Таврической ул., 39.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Коллекция негативов и позитивов, выполненных Карлом Буллой и его сыновьями, составляет значительную часть нашего собрания, - подчеркнула директор архива Оксана Морозан. - В их объективы попали практически все сферы жизни столицы Российской империи.
На выставке представлено более двухсот фотографий, собранных по самым разным темам: императорская фамилия, органы власти, финансовые и торговые предприятия, транспорт, медицина, благотворительность, деятели культуры и спорта...
- Обратите внимание на фотографию 1912 года, запечатлевшую, как пожарные команды достают из Мойки свалившийся в нее автомобиль шталмейстера Гартонга, - говорит директор архива. - Снимок довольно известный, но мы нарочно отобрали его, чтобы показать, что уже тогда, в начале ХХ века, в городе случались транспортные катастрофы. Специально увеличили изображение с подлинника, дабы можно было разглядеть детали.
Лотошники на Марсовом поле, уличные благотворительные сборы, ночлежники... Многие из этих фотографий уже примелькались: за последние четверть века они не раз воспроизводились в книгах, альбомах, появлялись на выставках. А вот снимки первых двух десятилетий после Октябрьской революции, которые сменяют друг друга на больших экранах в выставочном зале архивного комитета, - гораздо менее известные и порой очень неожиданные. Это произведения сыновей Карла Буллы - Александра и Виктора, сделанные до середины 1930-х годов...
Карл Булла известен сегодня главным образом своей репортажной съемкой (разрешение фотографировать на улице было получено им еще в 1885 году). Но занимался он и студийной съемкой. Отдельный стенд рассказывает о «внутренней кухне» его ателье.
- Снимки свидетельствуют, что в студии Буллы использовался набор различных декораций, предметов, ковров. Были зимние и летние комплекты. Специально подбирались столики, трости, саквояжи, шкуры животных, - поясняет Морозан. - Предметы интерьера, рядом с которыми запечатлены персоны, - как правило, были собственностью ателье. Видно, что на разных фотографиях использовался один и тот же фон, но с помощью деталей получались разные «экспозиции»...
В витрине в центре выставочного зала - муляж стеклянного негатива, почти идентичный подлинному. Рядом - снимки с фотосессии эмира Бухарского Сеид Алима, проходившей в 1911 году во дворе Николаевского кадетского корпуса.
Съемка шла на фоне здания, на булыжной мостовой расстелили ковер. Работали два фотографа, одним из них был Карл Булла. И вот незадача: вокруг эмира постоянно мелькала свита, не оставляя его одного ни на секунду. А Карл Карлович очень хотел сделать его портрет. И как он вышел из ситуации? Пошел на хитрость: закрасил на стеклянном негативе окружение эмира и наклеил сверху черную бумагу. Если приподнять ее, видны ноги стоящих вокруг людей...
Вот такие фотомахинации столетней давности!
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии