На вечном перроне

В Центре книги и графики на Литейном проспекте, 55, - первая персональная выставка художника Родиона Гудзенко (1931 - 1999).

На вечном перроне | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Гудзенко принадлежал к знаменитому теперь «арефьевскому кругу», состоявшему из первых ленинградских неофициальных художников во главе с Александром Арефьевым. Как заметил на вернисаже Александр Траугот, друг и однокашник художника, принципы насаждавшегося в советские времена соцреализма игнорировали реальную жизнь, а Гудзенко был живой, настоящий реалист.

Биография Гудзенко, дававшая ему сюжеты для творчества, богата даже для его военного поколения. Родился в семье ленинградских драматических актеров, провел детство в Полтаве у родственников отца, где его застала война и оккупация. Юный Родион бежит из дома, бродяжничает, пристает к воровской компании. После освобождения Полтавы Красной армией уходит с ней, становится сыном полка, награжден медалью «За победу над Германией».

В 1944 году Родион находит отца, пережившего блокаду, возвращается в Ленинград и поступает в среднюю художественную школу (СХШ) при Академии художеств. Это был первый послевоенный набор - вместе с ним учились Александр Траугот, Александр Арефьев, Илья Глазунов...

Через три года Гудзенко выгоняют из СХШ «за формализм». Вместе с Арефьевым, другими изгнанниками и поэтом Роальдом Мандельштамом, который называл Гудзенко «мой сердечный друг», они создают «Орден нищенствующих живописцев», проводят небольшие квартирные выставки.

Гудзенко работает бутафором в театре, пытается учиться на врача.

В 1956 году он был арестован за то, что дарил иностранным туристам свои работы, осуждал соцреализм, заявлял о намерении бежать в Париж. Итог - три года мордовских лагерей «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Художник был реабилитирован только в 1992 году, уже после того как съездил во Францию по приглашению фестиваля «Невский андеграунд».

В последние 20 лет жизни Гудзенко работал на комбинате живописно-оформительского искусства, а также иллюстратором в издательстве «Детская литература». И в советские времена, и позднее он избегал участия в выставках. В том числе в ДК Газа и ДК «Невский», куда его активно приглашали. Только будучи принятым в Союз художников в перестроечные годы, он показал по одной картине в двух небольших проектах.

На выставке в Центре книги и графики собраны около 50 произведений 1940 - 1990-х годов, принадлежащих семье художника и частным коллекционерам из России и США.

Лучшими в наследии Гудзенко остались ранние картины «На перроне» и «Летнее кафе», а также ленинградские пейзажи 1980-х годов - «Фонтанка. Белая ночь», «Американский мост» и «Фонтанка».

#Родион Гудзенко #выставка #история

Комментарии