На уровне паровоза

Самокритично – «КПД 4%» – назвал фотограф Павел Бояров свою выставку в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости. На наш вопрос о названии объяснил: «Работаю на уровне паровоза».

На уровне паровоза |

На самом деле Бояров успел удивительно много, даже для своих без малого 80 лет. Из самого главного – окончил Политех и Репинский институт, увлекся фотографией, снимал для афиш и плакатов в Кировском театре, в акимовском Театре Комедии, в Ленинградском цирке, для архивов и каталогов в Русском музее. Несколько лет служил фоторепортером в «Ленинградской правде» у легендарного Юлия Гальперина. Тот пытался перетянуть Боярова из рекламной театральной фотографии в журналистику.

Но фотограф иначе сменил маршрут, вернулся к технике, окончил Высшие курсы ЛИТМО, почти 20 лет служил в ГОИ им. Вавилова, разрабатывал фотоаппаратуру. Сейчас занимается только фотографией, предпочитая репортажную съемку и портреты.

За час до вернисажа в ответ на просьбу показать самое важное из 80 снимков, представленных на выставке, Павел Иванович провел для нашей газеты небольшую экскурсию. Он принципиально не ставит дат под фотографиями, не разделяет их на черно-белые и цветные, цифровые и пленочные. Для него важно с помощью фотоаппарата рассказать интересную историю.

Фотографию «Арки», изображающую Главный штаб (на снимке), Бояров сделал объективом, который создавал в ГОИ. Чтобы показать замысел великого Росси с двойной аркой, он сильно деформировал простанство снимка. «Почему вы искажаете действительность?» – спросила автора одна строгая институтская дама. «Росси бы понравилось», – ответил Бояров. В серийное производство объектив не пошел, это к разговору про 4%.

Портрет певицы Ирины Богачевой в роли Кармен потребовал года работы. Очень сложно поймать поющего в опере человека так, чтобы крупным планом он выглядел естественно, как в жизни, признается Бояров. Театралы со стажем наверняка помнят этот снимок, многие годы украшавший афиши Кировского театра.

Фотография «Братание» выглядит репортажной зарисовкой: около праздничного стола мужская рука подливает из своего бокала в бокал соседа. Бояров уверен, что это чисто русская традиция. Рядом обильный стол, но важно показать человеку личное расположение.

Однажды Бояров решил сделать портрет знаменитого петербургского патологоанатома Николая Аничкова. Пришел к нему в Мечниковскую академию с улицы, без предварительного звонка. Но нашел нужные слова и получил возможность сделать несколько снимков. На них мы видим усталое лицо мудреца, много знающего про человеческое тело и душу.

Совсем другой портрет – «Лариска». Он состоит из девяти фотоснимков, на которых юная особа ищет свой образ, меняя прически и наряды. Бояров вспоминает, что посвятил своей модели два сонета, совершенно платонических. Но, узнав про поэзию, мать Ларисы категорически запретила Боярову общаться с девушкой.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5434) от 08.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?