На уровне паровоза
Самокритично – «КПД 4%» – назвал фотограф Павел Бояров свою выставку в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости. На наш вопрос о названии объяснил: «Работаю на уровне паровоза».
На самом деле Бояров успел удивительно много, даже для своих без малого 80 лет. Из самого главного – окончил Политех и Репинский институт, увлекся фотографией, снимал для афиш и плакатов в Кировском театре, в акимовском Театре Комедии, в Ленинградском цирке, для архивов и каталогов в Русском музее. Несколько лет служил фоторепортером в «Ленинградской правде» у легендарного Юлия Гальперина. Тот пытался перетянуть Боярова из рекламной театральной фотографии в журналистику.
Но фотограф иначе сменил маршрут, вернулся к технике, окончил Высшие курсы ЛИТМО, почти 20 лет служил в ГОИ им. Вавилова, разрабатывал фотоаппаратуру. Сейчас занимается только фотографией, предпочитая репортажную съемку и портреты.
За час до вернисажа в ответ на просьбу показать самое важное из 80 снимков, представленных на выставке, Павел Иванович провел для нашей газеты небольшую экскурсию. Он принципиально не ставит дат под фотографиями, не разделяет их на черно-белые и цветные, цифровые и пленочные. Для него важно с помощью фотоаппарата рассказать интересную историю.
Фотографию «Арки», изображающую Главный штаб (на снимке), Бояров сделал объективом, который создавал в ГОИ. Чтобы показать замысел великого Росси с двойной аркой, он сильно деформировал простанство снимка. «Почему вы искажаете действительность?» – спросила автора одна строгая институтская дама. «Росси бы понравилось», – ответил Бояров. В серийное производство объектив не пошел, это к разговору про 4%.
Портрет певицы Ирины Богачевой в роли Кармен потребовал года работы. Очень сложно поймать поющего в опере человека так, чтобы крупным планом он выглядел естественно, как в жизни, признается Бояров. Театралы со стажем наверняка помнят этот снимок, многие годы украшавший афиши Кировского театра.
Фотография «Братание» выглядит репортажной зарисовкой: около праздничного стола мужская рука подливает из своего бокала в бокал соседа. Бояров уверен, что это чисто русская традиция. Рядом обильный стол, но важно показать человеку личное расположение.
Однажды Бояров решил сделать портрет знаменитого петербургского патологоанатома Николая Аничкова. Пришел к нему в Мечниковскую академию с улицы, без предварительного звонка. Но нашел нужные слова и получил возможность сделать несколько снимков. На них мы видим усталое лицо мудреца, много знающего про человеческое тело и душу.
Совсем другой портрет – «Лариска». Он состоит из девяти фотоснимков, на которых юная особа ищет свой образ, меняя прически и наряды. Бояров вспоминает, что посвятил своей модели два сонета, совершенно платонических. Но, узнав про поэзию, мать Ларисы категорически запретила Боярову общаться с девушкой.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5434) от 08.04.2015.
Комментарии