На свободу, танцуя

В Петербурге прошел XVIII международный фестиваль современного танца Open Look. На Новой сцене Александринского театра были показаны спектакли европейских и российских хореографов, организованы мастер-классы и «круглый стол».

На свободу, танцуя | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сегодня современный танец не только прочно утвердился на территории драматического театра, но стал частью актуального искусства и даже «попал на ТВ» (проекты «Танцы» и «Танцуй!»). Интерес к новым направлениям танцевального искусства у молодых людей обусловлен их стремлением найти в творчестве ту область, где можно быть абсолютно свободным. Эту свободу в полной мере дает искусство перформанса, которое не подчиняется законам никакого жанра. Большинство показанных работ напомнили перформансы на выбранную тему: от законов физики до любви, от духовной близости Ахматовой и Модильяни до бытовой ссоры в гостиничном номере.

Швейцарский хореограф Жиль Жобан привез на фестиваль спектакль «Квантум», созданный под вдохновением от посещения крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий ЦЕРН в Женеве. Консультировали артистов два физика. На одной из петербургских репетиций Жиль Жобан говорил, что в спектакле обыграл разные виды симметрии: зеркальная, угловая, обратная, поступательная... Но зрителям на премьере все это было неведомо. Они видели хорошо поставленные танцы, гибкие тела, освященные четырьмя вращающимися лампами, которые по замыслу немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка также иллюстрируют основные законы физики...

Долгожданным гостем был испанец Хавьер Мартин, который создал совместный спектакль с композитором Олегом Каравайчуком. Петербургский музыкант приезжал в Испанию, сочинял для испанского танцовщика музыку, требовал от него «уловить вибрации» своей неземной музыки... Вроде бы все получалось. Но Олег Каравайчук покинул этот мир, не дождавшись премьеры. Спектакль был посвящен его памяти. Музыка звучала в записи, уносила далеко за пределы внешнего мира. В какой-то момент я перестала следить за движениями Хавьера Мартина. Наверное, он отличный танцовщик. Но в данном случае танец был не соразмерен музыке...

Нельзя не сказать несколько слов о спектакле «Пустая комната» – постановке Натальи Каспаровой. Три девушки танцевали в темноте с фонариками. И столько было в их танце изящества, нежности и хрупкости, что казалось, они изображают эльфов, оказавшихся в подземелье. Танец – их стремление выйти на свободу, расправить крылья и полететь. Многие именно для этого занимаются танцами.

Из всего увиденного самое сильное впечатление произвели два спектакля – «768 800» московского дуэта Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто и «Кафе Идиот» Александра Пепеляева. Первый – камерный, пронзительный – оставил ощущение, будто двое рассказали о самом сокровенном. Порой они вовсе не танцевали, просто были рядом друг с другом – в полумраке, при свете двух обыкновенных лампочек. Любовь – это когда на двоих общие свет и дыхание.

На закрытии фестиваля состоялась петербургская премьера спектакля «Кафе Идиот», за который в этом году театр «Балет Москва» получил премию «Золотая маска».

Ученик Анатолия Васильева, а также дипломированный архитектор и химик, Александр Пепеляев был одним из тех подвижников современного танца в России, которые сумели прочно внедрить в мировую столицу классического балета новейшие формы.

«Кафе Идиот» в постановке Александра Пепеляева – очевидный и смелый диалог с легендарным спектаклем «Кафе Мюллер» классика современного танца Пины Бауш. Но прежде всего это спектакль о том, как похожи мы сегодняшние на страдальцев, святых и грешников, описанных Достоевским в XIX веке. Голос ребенка зачитывал текст романа «Идиот», старый блюз чередовался с французским шансоном и мелодиями зарубежной эстрады. Виртуозные дуэты сменялись почти цирковыми трюками и безудержными коллективными танцами. Остроумные находки вызывали улыбку, лирические номера – желание заплакать. Как писал Федор Михайлович: «С такой красотой можно мир перевернуть».

А с таким азартом, как у Александра Пепеляева, вполне можно изменить мир танцевального искусства.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5047) от 20.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.