На свободу, танцуя

В Петербурге прошел XVIII международный фестиваль современного танца Open Look. На Новой сцене Александринского театра были показаны спектакли европейских и российских хореографов, организованы мастер-классы и «круглый стол».

На свободу, танцуя | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сегодня современный танец не только прочно утвердился на территории драматического театра, но стал частью актуального искусства и даже «попал на ТВ» (проекты «Танцы» и «Танцуй!»). Интерес к новым направлениям танцевального искусства у молодых людей обусловлен их стремлением найти в творчестве ту область, где можно быть абсолютно свободным. Эту свободу в полной мере дает искусство перформанса, которое не подчиняется законам никакого жанра. Большинство показанных работ напомнили перформансы на выбранную тему: от законов физики до любви, от духовной близости Ахматовой и Модильяни до бытовой ссоры в гостиничном номере.

Швейцарский хореограф Жиль Жобан привез на фестиваль спектакль «Квантум», созданный под вдохновением от посещения крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий ЦЕРН в Женеве. Консультировали артистов два физика. На одной из петербургских репетиций Жиль Жобан говорил, что в спектакле обыграл разные виды симметрии: зеркальная, угловая, обратная, поступательная... Но зрителям на премьере все это было неведомо. Они видели хорошо поставленные танцы, гибкие тела, освященные четырьмя вращающимися лампами, которые по замыслу немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка также иллюстрируют основные законы физики...

Долгожданным гостем был испанец Хавьер Мартин, который создал совместный спектакль с композитором Олегом Каравайчуком. Петербургский музыкант приезжал в Испанию, сочинял для испанского танцовщика музыку, требовал от него «уловить вибрации» своей неземной музыки... Вроде бы все получалось. Но Олег Каравайчук покинул этот мир, не дождавшись премьеры. Спектакль был посвящен его памяти. Музыка звучала в записи, уносила далеко за пределы внешнего мира. В какой-то момент я перестала следить за движениями Хавьера Мартина. Наверное, он отличный танцовщик. Но в данном случае танец был не соразмерен музыке...

Нельзя не сказать несколько слов о спектакле «Пустая комната» – постановке Натальи Каспаровой. Три девушки танцевали в темноте с фонариками. И столько было в их танце изящества, нежности и хрупкости, что казалось, они изображают эльфов, оказавшихся в подземелье. Танец – их стремление выйти на свободу, расправить крылья и полететь. Многие именно для этого занимаются танцами.

Из всего увиденного самое сильное впечатление произвели два спектакля – «768 800» московского дуэта Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто и «Кафе Идиот» Александра Пепеляева. Первый – камерный, пронзительный – оставил ощущение, будто двое рассказали о самом сокровенном. Порой они вовсе не танцевали, просто были рядом друг с другом – в полумраке, при свете двух обыкновенных лампочек. Любовь – это когда на двоих общие свет и дыхание.

На закрытии фестиваля состоялась петербургская премьера спектакля «Кафе Идиот», за который в этом году театр «Балет Москва» получил премию «Золотая маска».

Ученик Анатолия Васильева, а также дипломированный архитектор и химик, Александр Пепеляев был одним из тех подвижников современного танца в России, которые сумели прочно внедрить в мировую столицу классического балета новейшие формы.

«Кафе Идиот» в постановке Александра Пепеляева – очевидный и смелый диалог с легендарным спектаклем «Кафе Мюллер» классика современного танца Пины Бауш. Но прежде всего это спектакль о том, как похожи мы сегодняшние на страдальцев, святых и грешников, описанных Достоевским в XIX веке. Голос ребенка зачитывал текст романа «Идиот», старый блюз чередовался с французским шансоном и мелодиями зарубежной эстрады. Виртуозные дуэты сменялись почти цирковыми трюками и безудержными коллективными танцами. Остроумные находки вызывали улыбку, лирические номера – желание заплакать. Как писал Федор Михайлович: «С такой красотой можно мир перевернуть».

А с таким азартом, как у Александра Пепеляева, вполне можно изменить мир танцевального искусства.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5047) от 20.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...