На свободу, танцуя

В Петербурге прошел XVIII международный фестиваль современного танца Open Look. На Новой сцене Александринского театра были показаны спектакли европейских и российских хореографов, организованы мастер-классы и «круглый стол».

На свободу, танцуя | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сегодня современный танец не только прочно утвердился на территории драматического театра, но стал частью актуального искусства и даже «попал на ТВ» (проекты «Танцы» и «Танцуй!»). Интерес к новым направлениям танцевального искусства у молодых людей обусловлен их стремлением найти в творчестве ту область, где можно быть абсолютно свободным. Эту свободу в полной мере дает искусство перформанса, которое не подчиняется законам никакого жанра. Большинство показанных работ напомнили перформансы на выбранную тему: от законов физики до любви, от духовной близости Ахматовой и Модильяни до бытовой ссоры в гостиничном номере.

Швейцарский хореограф Жиль Жобан привез на фестиваль спектакль «Квантум», созданный под вдохновением от посещения крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий ЦЕРН в Женеве. Консультировали артистов два физика. На одной из петербургских репетиций Жиль Жобан говорил, что в спектакле обыграл разные виды симметрии: зеркальная, угловая, обратная, поступательная... Но зрителям на премьере все это было неведомо. Они видели хорошо поставленные танцы, гибкие тела, освященные четырьмя вращающимися лампами, которые по замыслу немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка также иллюстрируют основные законы физики...

Долгожданным гостем был испанец Хавьер Мартин, который создал совместный спектакль с композитором Олегом Каравайчуком. Петербургский музыкант приезжал в Испанию, сочинял для испанского танцовщика музыку, требовал от него «уловить вибрации» своей неземной музыки... Вроде бы все получалось. Но Олег Каравайчук покинул этот мир, не дождавшись премьеры. Спектакль был посвящен его памяти. Музыка звучала в записи, уносила далеко за пределы внешнего мира. В какой-то момент я перестала следить за движениями Хавьера Мартина. Наверное, он отличный танцовщик. Но в данном случае танец был не соразмерен музыке...

Нельзя не сказать несколько слов о спектакле «Пустая комната» – постановке Натальи Каспаровой. Три девушки танцевали в темноте с фонариками. И столько было в их танце изящества, нежности и хрупкости, что казалось, они изображают эльфов, оказавшихся в подземелье. Танец – их стремление выйти на свободу, расправить крылья и полететь. Многие именно для этого занимаются танцами.

Из всего увиденного самое сильное впечатление произвели два спектакля – «768 800» московского дуэта Ольги Тимошенко и Алексея Нарутто и «Кафе Идиот» Александра Пепеляева. Первый – камерный, пронзительный – оставил ощущение, будто двое рассказали о самом сокровенном. Порой они вовсе не танцевали, просто были рядом друг с другом – в полумраке, при свете двух обыкновенных лампочек. Любовь – это когда на двоих общие свет и дыхание.

На закрытии фестиваля состоялась петербургская премьера спектакля «Кафе Идиот», за который в этом году театр «Балет Москва» получил премию «Золотая маска».

Ученик Анатолия Васильева, а также дипломированный архитектор и химик, Александр Пепеляев был одним из тех подвижников современного танца в России, которые сумели прочно внедрить в мировую столицу классического балета новейшие формы.

«Кафе Идиот» в постановке Александра Пепеляева – очевидный и смелый диалог с легендарным спектаклем «Кафе Мюллер» классика современного танца Пины Бауш. Но прежде всего это спектакль о том, как похожи мы сегодняшние на страдальцев, святых и грешников, описанных Достоевским в XIX веке. Голос ребенка зачитывал текст романа «Идиот», старый блюз чередовался с французским шансоном и мелодиями зарубежной эстрады. Виртуозные дуэты сменялись почти цирковыми трюками и безудержными коллективными танцами. Остроумные находки вызывали улыбку, лирические номера – желание заплакать. Как писал Федор Михайлович: «С такой красотой можно мир перевернуть».

А с таким азартом, как у Александра Пепеляева, вполне можно изменить мир танцевального искусства.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5047) от 20.07.2016.


Комментарии