Картина о чествовании Петра I стала мозаикой

Как мы уже сообщали, спустя более 20 лет после создания картина о чествовании Петра I обрела новую жизнь на главной площади Кронштадта. На основе живописного полотна создали мозаику, которую установили возле Морского собора (для этого там специально построили стелу). По просьбе наших читателей сообщаем подробности создания этого монумента, посвященного российскому флоту.

Картина о чествовании Петра I стала мозаикой | ФОТО Антона НОВОДЕРЖИНА/ТАСС

ФОТО Антона НОВОДЕРЖИНА/ТАСС

Официально инициатором установки стелы выступила межрегиональная общественная организация «Женское православно-патриотическое общество». В основе мозаики (она составляет главную часть монумента) - картина народного художника Василия Нестеренко «Триумф российского флота», написанная еще в 1994 году.

«Писалась она в самое тяжелое для страны время, когда все было в развалинах. И в душах, и в умах были развалины, - рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Василий Игоревич. - Но я упорно делал эту работу, делал как некую мечту о том, что мы возродимся, что страну ожидают новые времена».

На мозаике изображен парад русского флота в Кронштадте, который Петр I принимал в 1723 года, в годовщину Полтавской баталии. «Тогда на Кронштадтском рейде стояло более 30 кораблей. Это был самый мощный флот Северной Европы», - говорит о сюжете своей работы художник.

Петр запечатлен в тот момент, когда он всходит на ботик «Святой Николай», чтобы стать рулевым (за весла возьмутся адмиралы). Рядом с самодержцем его ближайшие сподвижники - командующий флотом генерал-адмирал Апраксин, канцлер Головкин и дипломат Толстой. Архиерей Гавриил Бужинский благословляет царя Казанской иконой Божией Матери. А европейские посланники снимают шляпы перед гением Петра и мощью российского флота.

Живописцы Российской империи, по словам Нестеренко, к этому сюжету не обращались. Так что при написании картины он был вынужден довольствоваться словесным описанием парада, данным французским дипломатом Жаком де Кампредоном.

Над архитектурным обрамлением мозаики работал народный художник России скульптор Салават Щербаков. Стелу старались сделать с отсылками к архитектуре Петербурга (например, к Нарвским воротам и Петропавловской крепости), но без явных заимствований. Монумент напоминает триумфальную арку. Высота его составляет почти 8 метров, а ширина - все 10. В декоре использованы мотивы якорей, пушек и ядер. Венчает композицию двуглавый орел.

Для создателей важно, что стела составляет единый ансамбль с другими памятниками Якорной площади (среди которых изображения Петра I недоставало). А ее установку можно считать своеобразным прологом к реставрации Петровского дока, который, как мы уже рассказывали, собираются превратить в музей.

#Кронштадт #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6251) от 07.08.2018 под заголовком «На пути к триумфу».


Комментарии