Главная городская газета

На поэтических подмостках

  • 18.12.2014
  • Василий Владимирский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
На поэтических подмостках | ФОТО cosma/shutterstock.com

ФОТО cosma/shutterstock.com

В клубе «Грибоедов» прошло очередное вручение Григорьевской поэтической премии. Эта ежегодная премия – одна из самых молодых литературных наград Петербурга: в этом сезоне ей исполнилось пять лет.

Свое имя премия получила в честь поэта Геннадия Григорьева, по выражению критика Виктора Топорова, – «короля питерских поэтических подмостков, пока существовали сами подмостки». Не случайно традиционным днем вручения стало 14 декабря – день рождения Геннадия Григорьева, ушедшего от нас в 2007 году.

Григорьевская премия – последнее детище покойного критика, переводчика и культуртрегера Виктора Топорова, что объясняет ее сходство с премией «Национальный бестселлер». Само по себе начинание, безусловно, благородное: поэзия в России в глубоком кризисе, чувствует себя еще менее комфортно, чем проза, не худо бы ее хоть чем-то поддержать. Главная цель организаторов – привлечь к этому виду литературы, вытесненному на обочину культурной жизни, внимание, так сказать, широкой общественности. Одним изданием «Антологии Григорьевской премии» такого эффекта не добьешься: слишком тонка прослойка любителей стихов, да и расширяют привычный круг чтения они неохотно. Крупный денежный приз мог бы поправить дело, сделать премию заметным событием – но увы: меценатов стихи нынче тоже не больно-то привлекают.

Что остается? Виктор Топоров и Вадим Левенталь решили пойти по тому же пути, что и в случае с «Национальным бестселлером». То есть превратить вручение премии в яркое шоу, сделать его привлекательным информационным поводом для СМИ. С обязательными стихочтениями, конкурсом-слэмом, розыгрышем символических призов среди зрителей (в этом году – бутылки вина и футболки с портретом Геннадия Григорьева в образе Че Гевары). И, конечно, чтобы диплом победителю непременно вручала телезвезда, медиаперсона – не Ксения Собчак, так Дмитрий «Гоблин» Пучков, в соответствии с духом времени.

Кроме председателя Дмитрия Пучкова, прославленного «смешным» переводом «Властелина колец», в жюри Григорьевской премии в этом сезоне вошли писатели Александр Етоев и Алексей Евдокимов, сценарист и драматург Ольга Погодина-Кузьмина, а также критик Лев Данилкин. Последний, впрочем, до Петербурга не добрался – к разочарованию поклонников. Зато финалисты собрались все поголовно: петербуржцы Алексей Сычев и Катерина Кульбуш, москвич Амирам Григоров, Андрей Пермяков, уроженец Кунгура (Пермская область), живущий ныне в тех самых Петушках, что воспел Венедикт Ерофеев, и нижегородец Захар Прилепин, недавний лауреат «Большой книги». Вручение премии привлекло не только поэтов: в зале мелькали лица Павла Крусанова, Александра Секацкого, Татьяны Москвиной, Германа Садулаева, Евгения Водолазкина, Михаила Елизарова, Сергея Носова и других писателей, драматургов, публицистов.

Первая часть церемонии – традиционный слэм, борьба за эмоциональную реакцию зала. Представленные номинаторами, финалисты зачитывали со сцены свои стихи, стараясь уложиться в отпущенные пять минут. Самый мощный шквал аплодисментов сорвал Алексей Сычев, покоривший зал не только стихами, но и энергичным исполнением. Председатель жюри Дмитрий Пучков лично подвел итоги слэма и вручил победителю конверт с денежным призом $1000.

Обладателем Григорьевской премии (почетного диплома и приза $4000) стал Андрей Пермяков: под этим «говорящим» псевдонимом выступает поэт, прозаик и литературный критик Андрей Увицкий, один из основателей товарищества поэтов «Сибирский тракт», организатор ряда литературных проектов, автор стихотворного сборника «Сплошная облачность». Трогательно и не без некоторого кокетства смущаясь, лауреат благодарил жюри и председателя, чьи переводы, по словам Пермякова, стали для него источником поэтического вдохновения.

И все же, несмотря на сходство концепций, на фоне «Нацбеста» Григорьевская премия выглядит бедной родственницей – миленькой, но скромной, без купеческого размаха. То ли выбор жанра сказался, то ли время сейчас другое, то ли не хватает твердой руки В. Л. Топорова... Но по крайней мере пара сотен человек, не имеющих отношения к поэтической тусовке, узнали имя Андрея Пермякова – и то хлеб.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook