На поэтических подмостках
В клубе «Грибоедов» прошло очередное вручение Григорьевской поэтической премии. Эта ежегодная премия – одна из самых молодых литературных наград Петербурга: в этом сезоне ей исполнилось пять лет.

ФОТО cosma/shutterstock.com
Свое имя премия получила в честь поэта Геннадия Григорьева, по выражению критика Виктора Топорова, – «короля питерских поэтических подмостков, пока существовали сами подмостки». Не случайно традиционным днем вручения стало 14 декабря – день рождения Геннадия Григорьева, ушедшего от нас в 2007 году.
Григорьевская премия – последнее детище покойного критика, переводчика и культуртрегера Виктора Топорова, что объясняет ее сходство с премией «Национальный бестселлер». Само по себе начинание, безусловно, благородное: поэзия в России в глубоком кризисе, чувствует себя еще менее комфортно, чем проза, не худо бы ее хоть чем-то поддержать. Главная цель организаторов – привлечь к этому виду литературы, вытесненному на обочину культурной жизни, внимание, так сказать, широкой общественности. Одним изданием «Антологии Григорьевской премии» такого эффекта не добьешься: слишком тонка прослойка любителей стихов, да и расширяют привычный круг чтения они неохотно. Крупный денежный приз мог бы поправить дело, сделать премию заметным событием – но увы: меценатов стихи нынче тоже не больно-то привлекают.
Что остается? Виктор Топоров и Вадим Левенталь решили пойти по тому же пути, что и в случае с «Национальным бестселлером». То есть превратить вручение премии в яркое шоу, сделать его привлекательным информационным поводом для СМИ. С обязательными стихочтениями, конкурсом-слэмом, розыгрышем символических призов среди зрителей (в этом году – бутылки вина и футболки с портретом Геннадия Григорьева в образе Че Гевары). И, конечно, чтобы диплом победителю непременно вручала телезвезда, медиаперсона – не Ксения Собчак, так Дмитрий «Гоблин» Пучков, в соответствии с духом времени.
Кроме председателя Дмитрия Пучкова, прославленного «смешным» переводом «Властелина колец», в жюри Григорьевской премии в этом сезоне вошли писатели Александр Етоев и Алексей Евдокимов, сценарист и драматург Ольга Погодина-Кузьмина, а также критик Лев Данилкин. Последний, впрочем, до Петербурга не добрался – к разочарованию поклонников. Зато финалисты собрались все поголовно: петербуржцы Алексей Сычев и Катерина Кульбуш, москвич Амирам Григоров, Андрей Пермяков, уроженец Кунгура (Пермская область), живущий ныне в тех самых Петушках, что воспел Венедикт Ерофеев, и нижегородец Захар Прилепин, недавний лауреат «Большой книги». Вручение премии привлекло не только поэтов: в зале мелькали лица Павла Крусанова, Александра Секацкого, Татьяны Москвиной, Германа Садулаева, Евгения Водолазкина, Михаила Елизарова, Сергея Носова и других писателей, драматургов, публицистов.
Первая часть церемонии – традиционный слэм, борьба за эмоциональную реакцию зала. Представленные номинаторами, финалисты зачитывали со сцены свои стихи, стараясь уложиться в отпущенные пять минут. Самый мощный шквал аплодисментов сорвал Алексей Сычев, покоривший зал не только стихами, но и энергичным исполнением. Председатель жюри Дмитрий Пучков лично подвел итоги слэма и вручил победителю конверт с денежным призом $1000.
Обладателем Григорьевской премии (почетного диплома и приза $4000) стал Андрей Пермяков: под этим «говорящим» псевдонимом выступает поэт, прозаик и литературный критик Андрей Увицкий, один из основателей товарищества поэтов «Сибирский тракт», организатор ряда литературных проектов, автор стихотворного сборника «Сплошная облачность». Трогательно и не без некоторого кокетства смущаясь, лауреат благодарил жюри и председателя, чьи переводы, по словам Пермякова, стали для него источником поэтического вдохновения.
И все же, несмотря на сходство концепций, на фоне «Нацбеста» Григорьевская премия выглядит бедной родственницей – миленькой, но скромной, без купеческого размаха. То ли выбор жанра сказался, то ли время сейчас другое, то ли не хватает твердой руки В. Л. Топорова... Но по крайней мере пара сотен человек, не имеющих отношения к поэтической тусовке, узнали имя Андрея Пермякова – и то хлеб.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5364) от 18.12.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии