На поэтических подмостках

В клубе «Грибоедов» прошло очередное вручение Григорьевской поэтической премии. Эта ежегодная премия – одна из самых молодых литературных наград Петербурга: в этом сезоне ей исполнилось пять лет.

На поэтических подмостках | ФОТО cosma/shutterstock.com

ФОТО cosma/shutterstock.com

Свое имя премия получила в честь поэта Геннадия Григорьева, по выражению критика Виктора Топорова, – «короля питерских поэтических подмостков, пока существовали сами подмостки». Не случайно традиционным днем вручения стало 14 декабря – день рождения Геннадия Григорьева, ушедшего от нас в 2007 году.

Григорьевская премия – последнее детище покойного критика, переводчика и культуртрегера Виктора Топорова, что объясняет ее сходство с премией «Национальный бестселлер». Само по себе начинание, безусловно, благородное: поэзия в России в глубоком кризисе, чувствует себя еще менее комфортно, чем проза, не худо бы ее хоть чем-то поддержать. Главная цель организаторов – привлечь к этому виду литературы, вытесненному на обочину культурной жизни, внимание, так сказать, широкой общественности. Одним изданием «Антологии Григорьевской премии» такого эффекта не добьешься: слишком тонка прослойка любителей стихов, да и расширяют привычный круг чтения они неохотно. Крупный денежный приз мог бы поправить дело, сделать премию заметным событием – но увы: меценатов стихи нынче тоже не больно-то привлекают.

Что остается? Виктор Топоров и Вадим Левенталь решили пойти по тому же пути, что и в случае с «Национальным бестселлером». То есть превратить вручение премии в яркое шоу, сделать его привлекательным информационным поводом для СМИ. С обязательными стихочтениями, конкурсом-слэмом, розыгрышем символических призов среди зрителей (в этом году – бутылки вина и футболки с портретом Геннадия Григорьева в образе Че Гевары). И, конечно, чтобы диплом победителю непременно вручала телезвезда, медиаперсона – не Ксения Собчак, так Дмитрий «Гоблин» Пучков, в соответствии с духом времени.

Кроме председателя Дмитрия Пучкова, прославленного «смешным» переводом «Властелина колец», в жюри Григорьевской премии в этом сезоне вошли писатели Александр Етоев и Алексей Евдокимов, сценарист и драматург Ольга Погодина-Кузьмина, а также критик Лев Данилкин. Последний, впрочем, до Петербурга не добрался – к разочарованию поклонников. Зато финалисты собрались все поголовно: петербуржцы Алексей Сычев и Катерина Кульбуш, москвич Амирам Григоров, Андрей Пермяков, уроженец Кунгура (Пермская область), живущий ныне в тех самых Петушках, что воспел Венедикт Ерофеев, и нижегородец Захар Прилепин, недавний лауреат «Большой книги». Вручение премии привлекло не только поэтов: в зале мелькали лица Павла Крусанова, Александра Секацкого, Татьяны Москвиной, Германа Садулаева, Евгения Водолазкина, Михаила Елизарова, Сергея Носова и других писателей, драматургов, публицистов.

Первая часть церемонии – традиционный слэм, борьба за эмоциональную реакцию зала. Представленные номинаторами, финалисты зачитывали со сцены свои стихи, стараясь уложиться в отпущенные пять минут. Самый мощный шквал аплодисментов сорвал Алексей Сычев, покоривший зал не только стихами, но и энергичным исполнением. Председатель жюри Дмитрий Пучков лично подвел итоги слэма и вручил победителю конверт с денежным призом $1000.

Обладателем Григорьевской премии (почетного диплома и приза $4000) стал Андрей Пермяков: под этим «говорящим» псевдонимом выступает поэт, прозаик и литературный критик Андрей Увицкий, один из основателей товарищества поэтов «Сибирский тракт», организатор ряда литературных проектов, автор стихотворного сборника «Сплошная облачность». Трогательно и не без некоторого кокетства смущаясь, лауреат благодарил жюри и председателя, чьи переводы, по словам Пермякова, стали для него источником поэтического вдохновения.

И все же, несмотря на сходство концепций, на фоне «Нацбеста» Григорьевская премия выглядит бедной родственницей – миленькой, но скромной, без купеческого размаха. То ли выбор жанра сказался, то ли время сейчас другое, то ли не хватает твердой руки В. Л. Топорова... Но по крайней мере пара сотен человек, не имеющих отношения к поэтической тусовке, узнали имя Андрея Пермякова – и то хлеб.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5364) от 18.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.