На крышу с роялем
Петербургское лето непредсказуемо. Теплые дни сменяются дождливыми, тихие вечера штормовым ветром. Между тем культурная жизнь культурной столицы из концертных залов и театров все активнее перемещается на площади, в парки и... на крыши. Процесс происходит так бурно, что жизнь на крыше обещает стать петербургским брендом, настоящей приманкой для туристов.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Гуляй осмотрительно
О том, что прогулки по крышам все еще несанкционированный досуг, все знают. Ничего удивительного, учитывая, например, состояние наших кровель. Тем не менее на столбах и асфальте постоянно появляются объявления, предлагающие желающим полюбоваться Петербургом с высоты зданий. Необычные экскурсии уже стали неофициальным брендом северной столицы. Руферы (от англ. roof – «крыша». – Прим. ред.) то и дело пытаются убедить городские власти в необходимости узаконить это особенное явление местной культуры. Вместе продумать все детали, связанные прежде всего с безопасностью, договориться с владельцами помещений, создать на крышах подходящие условия. Начать пополнять бюджет, привлекая туристов...
И вот, кажется, свершилось. Появились сообщения, что власти Петербурга совместно с руферами приступили к разработке пилотного проекта легальных экскурсий по крышам. В списке десять объектов коммерческих и муниципальных зданий. Также планируется сотрудничество с несколькими петербургскими театрами, правда, пока интерес выразил лишь музыкальный театр «Зазеркалье». Городские музеи не проявили энтузиазма. Теперь для утверждения маршрутов необходимо получить разрешение МЧС и местных властей и разработать правоустанавливающие документы.
Впрочем, уже сегодня в нашем городе действует несколько оборудованных площадок на крышах, где вполне легально проводятся концерты, кинопоказы и творческие встречи.
Отважные зрители и добрые жители
Без сомнения, питерские меломаны – самые отважные среди всех европейских и российских единомышленников. В этом пять лет назад убедились организаторы музыкального фестиваля Roof Music Fest, знакомящего петербуржцев и гостей города с концертными площадками на крышах зданий. Первооткрыватели этого направления в музыкальной культуре северной столицы – Кирилл Даровских и Вероника Петровская.
– Для иностранцев все это удивительно – в Европе такие прогулки невозможны. Мне удалось побывать на крышах в Германии, Австрии, Венгрии, Италии. Там углы у крыш более острые, крыши покатые, чаще всего используется черепица, а не металл, а по черепице гулять невозможно, – рассказал Кирилл.
Заменить экскурсии по крышам концертами – совместная идея Кирилла Даровских и Вероники Петровской, которая в тот момент сотрудничала с арфисткой Ольгой Максимовой. Первый концерт Максимовой провели на крыше жилого дома на Петроградской стороне – пришли двадцать человек. Зрители залезали на место действия через чердак – такой своеобразный питерский экстрим. Задумано было эффектно, но жители дома, естественно, всех разогнали. Полицию не вызывали, все прошло мирно. Потом Кирилл с Вероникой нашли подходящую крышу на Староневском, где провели еще два концерта Ольги Максимовой. Таково было начало фестиваля Roof Music Fest (дословно «Музыка крыш»). Кирилл стал находить новые площадки, Вероника – приглашать артистов.
Но тогда специально оборудованных площадок не было, и энтузиасты просто находили крыши с ровными поверхностями – первые концерты были довольно экстремальными. Организаторы выставляли ограждения и шатер. Закупались одноразовые тапки, чтобы перед концертом модницы снимали обувь на каблуках.
Безумству меломанов даем мы пространство
Сейчас необходимость рисковать отпала. Все концерты фестиваля строго согласованы с владельцами зданий, а все зрители подписывают договор о соблюдении правил безопасности, четко прописанных в документе.
В городе появилось много специально предназначенных для концертов крыш: это крыши Лофт Проекта ЭТАЖИ, отелей Red Stars и «Введенский», крыша Hi-Hat на Аптекарском проспекте, 4, крыши MOD на наб. канала Грибоедова, 7, культурного центра «Белинского, 9» и «Солярис» в переулке Пирогова... Недавно на здании Новой сцены Александринского театра открылась для посетителей крыша (на снимке). С нее открывается вид на Фонтанку.
Самая большая вместимость у крыши бывшей кожевенной фабрики на Кожевенной линии, 30, превращенной в культурное пространство DOT – она рассчитана примерно на две тысячи человек.
А самая уютная крыша с особенной атмосферой, пожалуй, Hi-Hat с видом на Ботанический сад. Там уже стремятся выступить известные музыканты обеих столиц и других стран. Музыкальные вечера проходят каждую неделю.
Погодные условия меломанов не пугают. Безумства петербуржцам не занимать. Июньский концерт Найка Борзова на крыше Hi-Hat проходил во время жуткого ливня с грозой и ураганом. Пятьсот человек стояли под зонтиками. После концерта в Сети появилось множество положительных отзывов. Поклонники певца писали, что это было его лучшее выступление.
Зарубежные звезды тоже не против испытать свой талант высотой. В прошлом году здесь же выступала вокалистка британской группы Kosheen Шан Эванс. В мае на крыше отеля Red Stars, что расположен на наб. реки Пряжки, пела американская джазовая вокалистка Мишель Уолкер. Жажда острых ощущений не только у рокеров в крови. В фестивале Roof Music Fest принимают участие джазмены и классические музыканты: однажды пришлось затаскивать на крышу бывшего завода «Пекарь» ценный рояль...
По словам Вероники Петровской, предложений поступает очень много, теперь уже интерес к петербургским крышам проявляют музыканты со всего мира: «Мы увлеченно работаем над тем, чтобы наш фестиваль стал визитной карточкой города, чтобы иностранцы знали о том, что в Петербурге можно так захватывающе провести вечер».
Общедоступные крыши уже, наверное, можно считать одним из символов нашего города. В некоторых европейских странах концерты на крышах проводятся, но не носят массовый характер и тем более не могут стать заметным городским фестивалем. А вот в Нью-Йорке несколько крыш переоборудованы под кинотеатры на открытом воздухе.
Метафора «полет фантазии» на крыше приобретает прямое значение.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (5754) от 29.07.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии