На Галерную со своим клавесином

В Петербурге и Москве проходит Международный фестиваль камерной оперы.

На Галерную со своим клавесином | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

– Подобного фестиваля в России никогда не было, – рассказал на пресс-конференции директор «Санкт-Петербург-опера» Евгений Малыгин.

Между тем о таком фестивале мечтал еще Борис Покровский, создатель камерной оперы в Москве.

Участников совсем немного. Планировалось, что будут спектакли из Италии, Франции, Германии, но по разным причинам это не получилось. Например, итальянские коллеги не смогли принять приглашение из-за того, что барочные оперы не входят в репертуар театров, а создаются как проекты на определенное время. После завершения проекта оперы приходится «разрушать»: негде хранить костюмы, декорации, а участники разлетаются по разным театрам и странам. Чтобы возобновить проект, нужны значительные финансовые вливания.

Участвовать в фестивале согласились два коллектива из Прибалтики: рижский театр Collegium musicum opera и Национальный театр оперы и балета Эстонии.

Маэстро Марис Купчс и его команда из Риги – настоящие фанаты музыки эпохи барокко. Они представили на сцене «Санкт-Петербург-опера» на Галерной, 33, оперу-ораторию «Ацис и Галатея», написанную на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия. Впрочем, для спектакля его немного осовременили: молодые люди XXI века решают устроить в старинном дворце костюмированную вечеринку, перевоплотившись в дам и кавалеров XVIII столетия. Мы видим, как они прямо на сцене облачаются в старинные камзолы, кюлоты и платья на фижмах, надевают пудреные парики. А затем разыгрывают перед нами хорошо знакомую историю о любви Ациса и Галатеи и о том, как гигант Полифем, движимый ревностью, убил Ациса. А безутешная Галатея превратила его кровь в журчащий ручей.

О костюмах следует сказать особо. Они были созданы искусствоведом и художником Еленой Форсте, которая много лет работает в Рундальском замке, построенном некогда по проекту знаменитого Растрелли для герцога Курляндского Бирона. Елена приехала в Петербург и даже продемонстрировала нам перед спектаклем несколько костюмов. Все они – точные реконструкции: сшиты из натуральных тканей, например, из дикого шелка, декорированы вышивкой золотыми и серебряными нитями, стразами. Костюмы всего лишь несколько раз «играли» на сцене, обычно они хранятся в замке и используются для театрализованных экскурсий или выдаются напрокат желающим устроить фотосессию.

Музыка исполнялась на аутентичных инструментах, включая скрипки и виолы с жильными струнами (в России подобные инструменты использует в каких-то проектах дирижер Теодор Курентзис), лютню и старинные траверсные флейты. Коллектив приехал «со своим самоваром» – Марис Купчс привез в Петербург старинный клавесин, наотрез отказавшись использовать электронный, который есть в «Санкт-Петербург-опера».

Петербургская публика смогла оценить оперу Хиндемита «Долгий рождественский ужин», которую Таллинский театр оперы и балета показал вчера в концертном зале «Яани кирик» на улице Декабристов, 54А.

Москвичам представят оперы «Мавра» Стравинского и «Блудный сын» Бриттена (Московский театр имени Покровского) и барочную оперу Дж. Ф. Лэмпа «Пирам и Фисба» (московский музыкальный театр «Геликон-опера»).

Завершится фестиваль 8 мая на сцене «Санкт-Петербург-опера» спектаклем «Евгений Онегин».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (5694) от 04.05.2016.


Комментарии