На фоне классиков снимается семейство

В 2010 году в Петербурге вышли первые книги серии «Литературная матрица» с общим подзаголовком «Учебник, написанный писателями». На излете 2014-го увидел свет четвертый, завершающий, том, подводящий итоги этого амбициозного проекта.

На фоне классиков снимается семейство | ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

Как ни печально признавать, у литературы тоже есть свой срок годности, и далеко не всякая книга маркирована ярлыком «хранить вечно», как «Илиада» или «Песнь Песней». Это скорее исключения из правил, чем типичные примеры. Большинство литературных произведений сохраняют свежесть и естественность пять, десять, от силы двадцать лет – после чего теряют для читателя всякую привлекательность. Отравиться, как просроченными консервами, не отравишься, но вкуса и запаха не почувствуешь.

Время поверяет литературную состоятельность по-разному. Каждое новое поколение заново открывает для себя «Анну Каренину» и «Вия», «Идиота» и «Мастера и Маргариту», «Маленькие трагедии» и «Алые паруса» благодаря экранизациям и театральным постановкам, поток которых не иссякает по сей день. Другие классические тексты входят в нашу жизнь без стука, почти незаметно, исподволь вплетаясь в ткань языка. Мы ежедневно, сами того не замечая, цитируем «Слово о полку Игореве» и «Горе от ума», используем слова и обороты, введенные в обиход Ломоносовым, Карамзиным, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным: «созвездие», «трогательный», «нигилизм», «головотяпство», «кислород», «злопыхатель», «насос»... Иные книги помогают навести резкость, четче сформулировать вечно актуальные вопросы: кто виноват? что делать? тварь я дрожащая или право имею? кому на Руси жить хорошо?..

И все же нагляднее всего о том, что классика живет, дышит и продолжает порождать новые смыслы, свидетельствует неподдельный интерес к этим книгам писателей-современников. Пока о классике говорят и публично спорят, ищут подтексты и предлагают свои интерпретации, протянувшаяся из прошлого нить не прервется, механизм культурной преемственности будет работать без сбоев.

К четырехтомному проекту «Литературная матрица» приложили руку не все, но многие участники «текущего литературного процесса», лауреаты и номинанты престижных премий, модные и востребованные российские авторы, чьи имена сейчас на слуху, – от Евгения Водолазкина до Макса Фрая. Пестрое семейство прозаиков, поэтов и эссеистов, близких к петербургскому издательству «Лимбус Пресс», не упустило случая запечатлеть себя на фоне монументальных фигур классиков – и это, безусловно, добрый знак.

В предисловии к четвертому, завершающему, тому серии Вадим Левенталь пишет: «Составители должны признаться в том, что они до сих пор так и не знают, как нужно писать статьи для «Литературной матрицы». Не знает этого и автор идеи проекта». Между тем, мне кажется, ответ напрямую вытекает из подзаголовка «Учебник, написанный писателями». Чего ждет от популярного литератора гипотетический читатель такой книги, по крайней мере читатель неискушенный? Не сведения давних счетов, не эмоциональных частных заметок на полях чужой биографии и уж тем более не унылого пересказа хрестоматии, как в очерке Романа Сенчина о Гаврииле Романовиче Державине. Прежде всего он хочет прочитать историю – в меру увлекательную и в меру поучительную. О живых людях, с конфликтом, динамикой, интригой, борьбой идей, эволюцией характеров, выстроенной внутренней драматургией. В конце концов главная задача писателя – именно рассказывать истории, остальное нюансы.

Увы, кажущаяся простота жанра биографического очерка обманчива. Проскочить между Сциллой начетничества и Харибдой самолюбования удалось немногим из авторов четвертого тома «Литературной матрицы». Пожалуй, в полной мере с этой задачей справился только Андрей Рубанов, выбравший в качестве героя протопопа Аввакума. Игривое кокетство Вадима Левенталя (статья о Н. М. Карамзине), академическая тяжеловесность Евгения Водолазкина («Слово о полку Игореве», разумеется), навязчивый публицистический пафос Максима Кантора (эссе о П. Я. Чаадаеве), сумбурность Макса Фрая (очерк об А. С. Грине), комплиментарность Ольги Погодиной-Кузминой (текст о М. А. Кузмине) и т. д. – все это больше говорит о современниках, чем о классиках.

Разумеется, на самом деле «Литературная матрица» не учебник, а игра в учебник, все мы это понимаем. Судя по представительному списку авторов, игра достаточно захватывающая и азартная, но далекая от дидактических целей. Пригодится ли эта книга школьникам и студентам, тем, кому она формально адресована, – большой вопрос. Зато «Матрица...» сослужит добрую службу филологам, пытающимся разобраться в хитросплетениях «текущего литературного процесса», в этических и эстетических установках современных русскоязычных писателей, – тоже, в общем, неплохой результат, пусть и далекий от официально заявленного.

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями.
Внеклассное чтение. – СПб.: Лимбус Пресс. Издательство К. Тублина, 2014.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5422) от 23.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?