«Иллюстратор» на фоне истории
В уходящем году известному петербургскому кинематографисту Дмитрию Долинину исполнилось восемьдесят. Незадолго до юбилея увидела свет его книга прозы «Иллюстратор».
Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com
Основа книги - одноименная повесть, построенная на фрагментах воспоминаний главного героя - художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Несомненно автобиографическая. Детство персонажа - послевоенный Ленинград. Ребенок, живущий в коммуналке, мечтает стать машинистом, много читает, то и дело просыпается из-за ночных походов соседа с деревянной ногой в туалет. И, конечно, рисует. В том числе пытается нарисовать того, о ком опасно было шутить, - Иосифа Сталина. Почему, поймет не сразу.
Непростые, переломные эпизоды советской истории служат иллюстрациями для событий жизни героя. В годы, когда страна менялась, в судьбе персонажа происходили личные перемены. В 1953 году юный художник пригласил позировать студентку театрального института Катю. С Катей он стал мужчиной. В 1991-м сотрудничал с новым кооперативным издательством, рисовал эскизы рекламных листовок для многочисленных вновь создающихся фирмочек. Царившая же атмосфера напоминала послевоенную: регулярно отключали электричество, в магазинах ничего не было, народ надеялся на лучшее, но готовился к худшему.
Воспоминания иллюстратора разрозненны, обрывочны. В них - лишь самые яркие жизненные вспышки, исключения из советских правил: разговоры с неординарным дедом, встречи с друзьями-художниками Дикаревым и Жигаловым, знакомство с Вандой, переросшее в любовь. Сам автор назовет «Иллюстратора» не повестью, а неоконченным романом с дополнениями. Хочется верить, Долинин на них не остановится и в будущем представит нам и другие фрагменты воспоминаний.
Второе произведение, вошедшее в книгу прозы, - рассказ «Театр Михалева». Новелла хоть и имеет открытый финал, выглядит вполне законченной. Жизнь театрального служащего Тимофея Михалева - сплошной театр. Ближе к пятидесяти годам он влюбился в юную актрису Мальвину. Чудесный случай свел их вместе, но ненадолго: Мальвина сбежала, он запил, из инженера превратился в художника, пережил инсульт, восстановился и дождался-таки ее возвращения. История была бы тривиальной, если бы не еще один персонаж рассказа - кот Михалева. Своенравное животное - чуть ли не часть самого Тимофея, замена некоего качества, способности открывать глаза на привычное и видеть реальность не приукрашенной, а такой, какая она есть на самом деле. И тяжелой болезни Михалева непосредственно будет предшествовать не бегство Мальвины, а смерть кота. Будто бы у героя вырезали важный орган, и без него существовать стало немыслимо тяжело. К слову, образ кота как эдакого душевного спасителя присутствует еще в одном новом рассказе - новелле Анны Матвеевой «Четвертый кот», вошедшей в ее недавно вышедший сборник «Спрятанные реки», на который читателям также имеет смысл обратить внимание.
Дмитрий Долинин. Иллюстратор. - СПб.: Лимбус-Пресс, 2018. - 208 с.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «На фоне истории».
Комментарии