«Иллюстратор» на фоне истории

В уходящем году известному петербургскому кинематографисту Дмитрию Долинину исполнилось восемьдесят. Незадолго до юбилея увидела свет его книга прозы «Иллюстратор».

«Иллюстратор» на фоне истории | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Основа книги - одноименная повесть, построенная на фрагментах воспоминаний главного героя - художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Несомненно автобиографическая. Детство персонажа - послевоенный Ленинград. Ребенок, живущий в коммуналке, мечтает стать машинистом, много читает, то и дело просыпается из-за ночных походов соседа с деревянной ногой в туалет. И, конечно, рисует. В том числе пытается нарисовать того, о ком опасно было шутить, - Иосифа Сталина. Почему, поймет не сразу.

Непростые, переломные эпизоды советской истории служат иллюстрациями для событий жизни героя. В годы, когда страна менялась, в судьбе персонажа происходили личные перемены. В 1953 году юный художник пригласил позировать студентку театрального института Катю. С Катей он стал мужчиной. В 1991-м сотрудничал с новым кооперативным издательством, рисовал эскизы рекламных листовок для многочисленных вновь создающихся фирмочек. Царившая же атмосфера напоминала послевоенную: регулярно отключали электричество, в магазинах ничего не было, народ надеялся на лучшее, но готовился к худшему.

Воспоминания иллюстратора разрозненны, обрывочны. В них - лишь самые яркие жизненные вспышки, исключения из советских правил: разговоры с неординарным дедом, встречи с друзьями-художниками Дикаревым и Жигаловым, знакомство с Вандой, переросшее в любовь. Сам автор назовет «Иллюстратора» не повестью, а неоконченным романом с дополнениями. Хочется верить, Долинин на них не остановится и в будущем представит нам и другие фрагменты воспоминаний.

Второе произведение, вошедшее в книгу прозы, - рассказ «Театр Михалева». Новелла хоть и имеет открытый финал, выглядит вполне законченной. Жизнь театрального служащего Тимофея Михалева - сплошной театр. Ближе к пятидесяти годам он влюбился в юную актрису Мальвину. Чудесный случай свел их вместе, но ненадолго: Мальвина сбежала, он запил, из инженера превратился в художника, пережил инсульт, восстановился и дождался-таки ее возвращения. История была бы тривиальной, если бы не еще один персонаж рассказа - кот Михалева. Своенравное животное - чуть ли не часть самого Тимофея, замена некоего качества, способности открывать глаза на привычное и видеть реальность не приукрашенной, а такой, какая она есть на самом деле. И тяжелой болезни Михалева непосредственно будет предшествовать не бегство Мальвины, а смерть кота. Будто бы у героя вырезали важный орган, и без него существовать стало немыслимо тяжело. К слову, образ кота как эдакого душевного спасителя присутствует еще в одном новом рассказе - новелле Анны Матвеевой «Четвертый кот», вошедшей в ее недавно вышедший сборник «Спрятанные реки», на который читателям также имеет смысл обратить внимание.

Дмитрий Долинин. Иллюстратор. - СПб.: Лимбус-Пресс, 2018. - 208 с.

#книга #литература #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «На фоне истории».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?