На что годится старая пленка

Фестиваль фотографии Северных стран в музейно-выставочном центре РОСФОТО продолжается проектом датчанина Торбена Эскерода «Портреты и пространства». Автор определил жанр выставки как диалог-исследование. Получился спокойный вдумчивый разговор со зрителем с помощью разных сюжетов, в том числе посмертных масок.

На что годится старая пленка | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эскерод учился фотографии и архитектуре в родной Дании, выпускает фотоальбомы и печатается в периодике, много выставляется в разных странах мира, его снимки находятся в собрании нескольких музеев. Из них самый престижный — Национальная портретная галерея в Лондоне.

В Петербург Эскерод привез всего несколько серий. Серия лесных и морских пейзажей «Лес Мерселис» была отснята на просроченную цветную пленку. При проявке и печати получились насыщенные цвета, которые не встретишь в северной природе — желтый, оранжевый, бирюзовый. Брак технический дает новую, неожиданную красоту.

Серия «Следы призрака» создана в доме для одиноких дам при одном из монастырей города Оденсе. В безлюдных комнатах видны обшарпанные деревянные стены и двери. Солнечный луч освещает старую занавеску и электрический выключатель времен изобретения лампочки накаливания, бликует на пыльной стеклянной дверце старого платяного шкафа. Время для этого дома словно остановилось. «Вы продолжаете верить в прогресс?» — спрашивает зрителя Эскерод.

Серия «Кампо Верано» была создана на самом большом кладбище Рима. Как рассказал фотограф «Санкт-Петербургским ведомостям», он получил грант на пребывание в итальянской столице и часто гулял по кладбищам. На могилах всегда есть имена, даты жизни. Как и в Дании, в Риме на могилах есть небольшие изображения людей. Мы используем фотографию для нашей памяти. Но и сама фотография имеет свою жизнь. Она зарождается и умирает.

В итоге этот проект занял у фотографа семь лет, он возвращался туда несколько раз, видел, что фото портятся. Иногда делал только три фотографии, иногда десять, используя технику, чтобы каждый снимок выглядел как реальный портрет человека.

По словам Эскерода, эта серия не про жизнь и смерть, она про любовь. В это можно поверить, разглядывая лица прекрасных итальянок с прическами по модам середины ХХ века.

С серией «Кампо Верано» связан проект «Маски жизни и смерти». Лицо человека на протяжении жизни постоянно меняется, но сохраняет черты, которые делают его узнаваемым. Еще древние физиономисты пытались найти связь между лицом и душой, в более широком смысле телом и душой. Смерть останавливает процесс изменений, по маске Эскерод пытается понять, что это был за человек.

Самая большая серия на выставке оптимистична и называется «Вне часа пик». Эскерод поездил по неоткрыточной тихой Дании, совершенно незнакомой туристам. И доказывает, что вне городской суеты и потоков машин можно интересно жить — прогуливать собачек, как пара пенсионеров, выращивать овощи в теплице, как трудолюбивый крестьянин, пытливым взглядом подростка смотреть на мир.

#фестиваль #фотография #северные страны

Комментарии