На выставку – после полуночи. В Петербурге прошла «Ночь музеев-2021»

Петербургская «Ночь музеев-2021» состоялась и была, как всегда, насыщенной и разнообразной. Напрасными оказались опасения ее организаторов. Публика раскупила сеансы во все 89 точек, а это 73 тысячи посещений. Организаторы пересчитали на количество «уникальных пользователей» – получилось 20 тысяч человек. Это оптимальное количество в условиях соблюдения мер безопасности. Центральным событием популярной музейной акции стало открытие в Эрмитаже выставки «Ландскрона, Ниеншанц, Петербург: археологические открытия на Охтинском мысе».

На выставку – после полуночи. В Петербурге прошла «Ночь музеев-2021» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Манеже Малого Эрмитажа впервые представлено 167 предметов, найденных археологами во время раскопок 2006 – 2010 годов и недавно переданных музею. Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, сказал точные слова, которые можно считать миссией любого серьезного музея: «Это наш способ вести диалог, которого пока нет. Чтобы говорить о проблеме музеефикации Охтинского мыса, надо увидеть, о чем идет речь. Мы показываем».

Среди находок – византийский крестик из порфира и драгоценных металлов. Он принадлежал новгородскому боярину или князю. Вероятно, был потерян в 1300 году при штурме Ландскроны. К тому же времени относятся наконечники копий и стрел, деревянная ступица от колеса колодца. Ниеншанц «сохранил» шведские монеты и фрагменты оружия, с помощью которого войска Петра штурмовали крепость. Керамическая ваза относится к XVIII веку, когда на мысе существовал садовый питомник.

Предметы дополнены подробными планами неолитической стоянки, крепостей, Охтинской верфи. Как считает Василий Матвеев, куратор выставки, речь идет о памятнике мирового уровня. Поэтому на Охтинском мысе не надо ничего строить.

Пока первые посетители смотрели выставку, рядом во дворе Капеллы студенты Академии Штиглица и их наставник Дмитрий Лобанов завершали установку шести Ангелов – тоже по программе «Ночи». Они будут хранить двор до осени.

В Военно-медицинском музее была показана техника из Кировской районной больницы Ленобласти. На грузовой «ГАЗ» установлена мини-поликлиника (в ней три кабинета), на «КамАЗ» – комплекс для цифровой флюорографии. Это все закуплено по программе «Доктор в село». Как рассказал врач Максим Абросимов, техника работает от автомобильного генератора, вся информация по мобильной связи отправляется в больницу для получения консультаций...

Ночь музеев3_С.jpg

У стен Артиллерийского музея собрались реконструкторы от Средневековья до наших дней. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кунсткамера обыграла тему «Ночи-2021» – «Звук» – по полной. Запись аудиогида «На музейной волне» сделали сотрудники музея. Например, в зале про Индокитай центр экспозиции – статуя Будды. Посетители сразу ее видели, в наушниках звучала буддийская мантра: «Если вы стоите в правильном направлении, все, что вам нужно, это просто идти».

Музей городской скульптуры открыл во дворе выставку скульптуры «Звуки в городе». На самом деле звуков там нет. Наверное, и не стоит формально следовать теме. Ведь тишину можно считать частным случаем звука с нулевой слышимостью. Александр Сушников показывает объект из спрессованных алюминиевых банок «Летаргия Обводного канала». По словам автора, прежде по каналу возили полезные грузы, а теперь там плавает мусор.

Также без «подзвучки» провел ночь РГИА. На экскурсии по выставке «300 лет Синоду» Лариса Сухомлина, сотрудник архива, показала автограф Петра I. Его не разберешь без подсказки: царь объявляет архиепископство. Указ Екатерины II говорит, что после суда об осуждении митрополита «еще будет иметь место мое снисхождение и незлобие». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» представлена номером от 29 декабря 1825 года: первая полоса посвящена вступлению на престол Николая...

Подходило время перформанса «Отрыв от шара Земли» по текстам Казимира Малевича в Музее петербургского авангарда. Последовательно, во всех залах музея и во дворе (среди выставленных там объектов Александра Маслова, Владимира Игумнова, Николая Киселева) актеры разыграли небольшое действие во славу супрематизма. Лучи которого, по словам Малевича, «оторвут нас от шара Земли» и унесут в космос. Как рассказала Ольга Сорокина, координатор проекта, к артистам петербургского перформанс-театра «Лесной дом» присоединились коллеги из Москвы и Ярославля.

Ночь музеев2_С.jpg

Проникая в гиперобъемы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Из разговоров с посетителями разных возрастов становится понятно, что многие в «Ночь музеев» впервые приходят в небольшие музеи. Зрители называли кроме Музея петербургского авангарда МИСП и Музей-мастерскую Михаила Аникушина. Это происходит благодаря программе, которую публикует сайт мероприятия.

Одна девушка заметила, что увидела деревянное здание Музея авангарда, как оазис на урбанизированной Петроградской стороне. Решила посмотреть.

Почти все, с кем я беседовал, сообщили, что принимали решение о покупке билетов за два-три дня до «Ночи». Позже организаторы подтвердили: именно на это время пришелся пик продаж. Не всегда людям удавалось подобрать удобный график сеансов и приходилось менять список выбранных музеев. Наверное, после пандемии сеансы следует оставить только для мест очень скромных размеров.

После полуночи наступило время метафизики. Во дворе МИСП скульптор Константин Карташевский показывал свои «Гиперобъемы». По его словам, «форма одушевлена, она способна трансформироваться и менять наше восприятие мира». Здесь также обошлось без звуков. Все-таки музеи больше про тишину.

В этом время позвонили организаторы и сообщили, что публика рукоплещет музыкантам – участникам 12-часового концерта-марафона в Филармонии. Там тема «Ночи» была использована напрямую в программе, посвященной Михаилу Булгакову.

Еще вечером Виталий Боровик провел мастер-класс на своей выставке в центре «Петербургский художник». Ее основу составили акварельные пейзажи корейского города Тэгу, где Боровик преподавал два года. После мэтра за водяные краски взялась публика. У дилетантов получилось – все рисунки унесли домой.

#ночь музеев #культура #музей #акция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (6929) от 24.05.2021 под заголовком «Ночь до музея доведет».


Комментарии