На выставке представили керамику храма Серафима Саровского в Салониках

В Музее архитектурной художественной керамики (Петропавловская крепость, Государев бастион) открылась выставка «Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках».

На выставке представили керамику храма Серафима Саровского в Салониках | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Этот изящный проект стал прямым следствием карантинных запретов. Еще летом большие, около пяти метров в длину, майоликовые панно, которые два года создавались в петербургских православных мастерских «Финист», должны были отправится в Грецию. Но монтажная бригада не смогла туда выехать, да и панно оказалось невозможно вывезти.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Константин Лихолат, директор музея, работу петербургских керамистов почти случайно увидели преподаватели Академии художеств. Они просто потребовали сделать выставку.

Но сначала немного недавней истории. Храм Серафима Саровского в Салониках был заложен в 1998 году. Службы там ведутся на греческом и русском языках. Среди прихожан много греков, которые выехали из СССР и России. Строительство надолго останавливалось по той причине, что проект, подготовленный в Москве, пришлось переделывать по греческим антисейсмическим нормам. С 2013 года строительство и украшение храма ведутся по проекту, разработанному московским архитектором Андреем Анисимовым. Он пригласил «Финист» выполнить майоликовые монументальные панно для фасадов храма и колокольни.

Эти четыре произведения – «Спас Нерукотворный с ангелами», «Давид Псалмопевец», «Богоматерь Оранта», «Ангел у гроба Господня» стали главными объектами выставки. Как пояснила куратор проекта Анастасия Долгова, выставка панно стала поводом показать весь процесс создания майолики. От первых эскизов на бумаге до законченного произведения.

Поэтому выставка начинается с рисунков художницы Анны Верди. За ними следуют фотографии моделей панно, которые были сделаны из глины скульпторами Сергеем Зиновым и Еленой Климовой-Молль. Почему только фото? Когда с моделей снимают гипсовую форму, то глина необратимо повреждается. Зато сохраняются гипсовые формы для ручной «отминки». Несколько образцов показаны на выставке. Для больших панно формы делятся на фрагменты. «Спас» разделен на 142 фрагмента. Каждый вручную набивается или на профессиональном языке «отминается» глиной, это и будет часть панно. Потом – предварительный обжиг, который сразу показывает, все ли сделано правильно. Голову Спаса удалось сделать только с пятой попытки.

После этого обжига за роспись глазурями брались художники Аурел Маринуцы и Ольга Салмина. На выставке показано несколько проб цвета на уменьшенных копиях панно. Наконец, последний этап – окончательный обжиг и сборка произведения.

В итоге для всего майоликового декора храма в Салониках потребовалось более полутора тонн глины, было проведено 60 обжигов. Спрашиваю Лихолата: что было самым сложным в данной работе? Он ответил: создать команду из скульпторов и художников. Каждый – яркая личность со своим представлением об искусстве майолики.

#выставка #музей #керамика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «Рождение майолики».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?