2Vtzqv4Hz9U

На выставке представили керамику храма Серафима Саровского в Салониках

В Музее архитектурной художественной керамики (Петропавловская крепость, Государев бастион) открылась выставка «Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках».

На выставке представили керамику храма Серафима Саровского в Салониках | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Этот изящный проект стал прямым следствием карантинных запретов. Еще летом большие, около пяти метров в длину, майоликовые панно, которые два года создавались в петербургских православных мастерских «Финист», должны были отправится в Грецию. Но монтажная бригада не смогла туда выехать, да и панно оказалось невозможно вывезти.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Константин Лихолат, директор музея, работу петербургских керамистов почти случайно увидели преподаватели Академии художеств. Они просто потребовали сделать выставку.

Но сначала немного недавней истории. Храм Серафима Саровского в Салониках был заложен в 1998 году. Службы там ведутся на греческом и русском языках. Среди прихожан много греков, которые выехали из СССР и России. Строительство надолго останавливалось по той причине, что проект, подготовленный в Москве, пришлось переделывать по греческим антисейсмическим нормам. С 2013 года строительство и украшение храма ведутся по проекту, разработанному московским архитектором Андреем Анисимовым. Он пригласил «Финист» выполнить майоликовые монументальные панно для фасадов храма и колокольни.

Эти четыре произведения – «Спас Нерукотворный с ангелами», «Давид Псалмопевец», «Богоматерь Оранта», «Ангел у гроба Господня» стали главными объектами выставки. Как пояснила куратор проекта Анастасия Долгова, выставка панно стала поводом показать весь процесс создания майолики. От первых эскизов на бумаге до законченного произведения.

Поэтому выставка начинается с рисунков художницы Анны Верди. За ними следуют фотографии моделей панно, которые были сделаны из глины скульпторами Сергеем Зиновым и Еленой Климовой-Молль. Почему только фото? Когда с моделей снимают гипсовую форму, то глина необратимо повреждается. Зато сохраняются гипсовые формы для ручной «отминки». Несколько образцов показаны на выставке. Для больших панно формы делятся на фрагменты. «Спас» разделен на 142 фрагмента. Каждый вручную набивается или на профессиональном языке «отминается» глиной, это и будет часть панно. Потом – предварительный обжиг, который сразу показывает, все ли сделано правильно. Голову Спаса удалось сделать только с пятой попытки.

После этого обжига за роспись глазурями брались художники Аурел Маринуцы и Ольга Салмина. На выставке показано несколько проб цвета на уменьшенных копиях панно. Наконец, последний этап – окончательный обжиг и сборка произведения.

В итоге для всего майоликового декора храма в Салониках потребовалось более полутора тонн глины, было проведено 60 обжигов. Спрашиваю Лихолата: что было самым сложным в данной работе? Он ответил: создать команду из скульпторов и художников. Каждый – яркая личность со своим представлением об искусстве майолики.

#выставка #музей #керамика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «Рождение майолики».


Комментарии