На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет

В эрмитажном реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» работает выставка «Костюм прекрасной эпохи. 1870 – 1910‑е годы» (6+).

На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Понятие Belle Époque (прекрасная эпоха) появилось примерно в 1919 году, после страшной войны, ставшей началом «не календарного — настоящего» двадцатого века. Травмированная Первой мировой войной Западная Европа с ностальгией оглядывалась назад, во вторую половину девятнадцатого столетия, казавшегося в сравнении благополучным временем. Иными словами — прекрасной эпохой. Датируется этот период по‑разному. Примерно — с 1870‑х годов до 1914‑го. В России это время ассоциируется с Серебряным веком — временем расцвета культуры и искусства, отягощенным предчувствием грядущих социальных катастроф.

Нина Тарасова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, рассказала журналистам о новой концепции Галереи костюма и моды:

— Пространство галереи разделено на две части. Слева — так называемая линия времени, составленная из костюмов, охватывающих период от конца XVII века до наших дней. Вторая часть, которая находится справа, — зона тематического экспонирования, временная. В постоянной экспозиции будет периодически происходить ротация: одни костюмы будут уходить на реставрацию, другие — на временные выставки, третьи — на «отдых» в закрытые от публики фонды. Экспозиции с правой стороны станут меняться примерно раз в полтора года — именно столько наши реставраторы позволяют держать костюмы в открытом пространстве.

Она также добавила, что экспозиция «Костюм прекрасной эпохи» была бы невозможна без кропотливой, ювелирной работы реставраторов.

Сейчас на выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды примерно за пятьдесят лет. В основном это повседневные и вечерние туалеты последних русских императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также членов императорской фамилии и ближайшего окружения. Многие костюмы, как сказала Нина Тарасова, демонстрируются впервые.

Мария Федоровна, супруга Александра III, предпочитала Чарльза Ворта. Она заказывала платья у Ворта в течение тридцати лет. В эрмитажном собрании находится 18 творений Ворта и его фирмы, которую после смерти талантливого модельера унаследовали сыновья Жан-Филипп и Гастон.

Александра Федоровна, супруга Николая II, нередко заказывала туалеты для себя и дочерей в Петербурге, в доме «А. Бризак». Несколько моделей хранятся сейчас в Эрмитаже. В том числе вечерние платья императрицы Александры Федоровны.

Экспозиция «Костюм прекрасной эпохи» позволяет внимательному посетителю проследить развитие моды, смену стилей — от историзма с его перепевами прошлого до модерна, который просуществовал всего 25 лет, но оставил яркий, как хвост кометы, след.

От платьев с корсетами и турнюрами движемся к революционной для того времени одежде свободных силуэтов. Первым, кто освободил женщин от корсета, был французский модельер Поль Пуаре. В Эрмитаже есть платье от Пуаре — белый шифон, покрой кимоно, вышивка стеклярусом и бисером… Кстати, Поль Пуаре приезжал в Россию, где встречался с Надеждой Ламановой. В своих мемуарах «Одевая эпоху» он с восторгом писал «о мадам Ламановой, знаменитой портнихе тех прекрасных времен, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с теплым чувством».

Ламановская коллекция Эрмитажа складывалась постепенно. Один костюм оказался в музее еще в 1923 году — из собрания барона Штиглица. Семь платьев поступили в 1941‑м из Музея этнографии. В 1971‑м экспертно-закупочная комиссия приобрела еще шесть платьев от Ламановой у московской актрисы Веры Карахан. Тогда коллекция Эрмитажа пополнилась 45 платьями актрисы — благодаря счастливому случаю и энтузиазму легендарного хранителя костюма Тамары Коршуновой (1929 – 2019). Нынешняя выставка посвящена ее памяти. Блестящий знаток истории костюма, она с 1955 года работала в Эрмитаже, где была хранителем отдела истории русской культуры. Именно Тамара Тимофеевна была автором таких ярких костюмных выставок Эрмитажа, как «Законодатель европейской моды Чарльз Ворт и работы его фирмы», «Надежда Ламанова», «Костюм Сереб­ряного века». Один из последних проектов, в подготовке которого Коршунова принимала участие, — грандиозная выставка «При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века».

— Значительная часть того, что здесь выставлено, попала в музей благодаря усилиям Тамары Тимофеевны, — отметил на вернисаже директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Рассматривать всю эту красоту приходится в полумраке — тканям вреден яркий свет. В день открытия выставки было сложно увидеть все детали и нюансы. Галерея довольно тесная, а народу пришло — море!

— Богатая эрмитажная коллекция костюма незаметно превратилась в целый Институт истории костюма со своей программой, уникальной системой показа в специальном выставочном помещении, с исключительными достижениями реставраторов и эффектными новаторскими выставками. Пора думать о дополнительных помещениях, — сказал Михаил Пиотровский.

Погрузиться в прекрасную эпоху можно до 31 октября 2025 года.

Напомним, в Михайловском замке Русского музея открылась выставка выдающегося современного мастера каллиграфии профессора Лю Хуншэна. А также ранее мы писали о масштабном музыкальном фестивале в Летнем саду.

#выставка #Эрмитаж #Романовы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7717) от 01.08.2024 под заголовком «Костюмы прекрасной эпохи».


Комментарии