На сцене БДТ фестиваль «Дягилев. P. S.» представил спектакль «Сказки Перро» театра «Урал Опера Балет»
Необычная постановка в трех частях с прологом и эпилогом удивила коллективной организацией творческого процесса, не знающей аналогов в отечественном балетном театре.
ФОТО Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля
Среди авторов спектакля — три хореографа, три композитора и пара сценаристов. За основу либретто взяты четыре сказки Перро — «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик‑с-пальчик». Несходство музыкального и хореографического языков, многообразие отсылок и смысловых мотивов в интерпретации волшебных историй (от французского барокко до японских хорроров) — все это выглядит частью замысла, сценическое воплощение которого получилось удивительно цельным.
Для хореографа Максима Петрова, выпускника Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого), экс-артиста Мариинского театра, «Сказки Перро» — первый крупный проект в статусе художественного руководителя «Урал Балета». Вместе со своим литературным помощником Богданом Корольком он создал фантазийный сценарий, в котором на первый план выходят выявление скрытых мотивов, движущих поступками героев, отказ от однозначности в обрисовке характеров. Так, Волк в «Красной Шапочке» напоминает не свирепого хищника, а трогательного и беззаветно влюбленного в девушку кавалера, но счастью героев мешает бабушка-разлучница. Герцог Синяя Борода предстает мрачным изгоем, подвергнувшим себя внутреннему аутодафе за былые проступки. Кот в сапогах выглядит нагловатым хитрецом, мечтающим узурпировать власть, что не вяжется с образом преданного слуги Маркиза Карабаса. В спектакле много неожиданных смысловых ходов, новых концептуальных ракурсов в осмыслении сказочных событий и их героев.
Максим Петров в «Сказках Перро» поставил пролог, эпилог и «Мальчика‑с-пальчик», Александр Меркушев — «Красную Шапочку» и, совместно с Петровым, «Синюю Бороду», Константин Хлебников — «Кота в сапогах». Последние двое — артисты екатеринбургской труппы, не так давно заявившие о себе как хореографы.
У каждой из сказочных историй — собственный звуковой мир. Петербургский композитор Настасья Хрущева написала для спектакля пролог, «Красную Шапочку», «Мальчика‑с-пальчик» и эпилог. Для нее это седьмая работа в балетном жанре, два других автора «Сказок» — балетные дебютанты. Алексей Боловленков, ученик Хрущевой по классу композиции, сочинил музыку «Кота в сапогах», ставшую, помимо прочего, его выпускной работой в Санкт-Петербургской консерватории. Композитор-электронщик Дмитрий Мазуров озвучил самую мрачную часть балета — «Синюю Бороду».
Объединяющим пространством для всех сказочных событий стал волшебный лес. Его психоделические пейзажи отсылают к образам леса во многих произведениях искусства. Это и заколдованная чаща из «Спящей красавицы», и пушкинское лукоморье, и таинственные миры Миядзаки, и манящая, опасная экосреда из «Улитки на склоне» Стругацких. Лес в балете связан из толстых шерстяных нитей, его свисающие ветви-лианы можно распускать и сплетать заново. Он прорастает и на персонажах, в костюмах которых есть вязаные детали (художник-постановщик Юлиана Лайкова). Хозяйка «шерстяного леса» — Грибная фея (Надежда Шамшурина) — присутствует во всех четырех сказках. Она соединяет в себе черты колдуньи Мэдж из «Сильфиды», феи Сирени и феи Карабос, а еще — могущественной Юбабы из «Унесенных призраками» Миядзаки. Героиня часто появляется со спицами — словно «вяжет» сказочные истории.
Через все события балета проходит также четверка Охотников — помощников Грибной феи (Арслан Бигметов, Михаил Волков, Евгений Балобанов, Томоха Терада). Их экипировка напоминает охотников за привидениями, а в энергичных прыжковых диагоналях, отточенной неоклассической лексике безошибочно узнается почерк Максима Петрова.
Сквозной темой, объединяющей все разноголосие историй, становится тема любви в ее разнообразных проявлениях. В «Коте в сапогах» это любовь-клоунада, в «Красной Шапочке» — хрупкое чувство, на пути которого встает препятствие, в «Синей Бороде» — любовь-травма, источник адовых мук совести героя (Михаил Хушутин). Наконец, в «Мальчике‑с-пальчик» любовь отважного мальчишки (Алессандро Каггеджи) и прекрасной Дюймовочки (Мария Михеева) предстает спасением. И пусть в схватке злых и добрых сил ни одна из сторон не может победить, главное, что герои нашли друг друга и вместе они — сила. В финале лес с его обитателями вдруг исчезает, и Мальчик с Дюймовочкой оказываются в пустоте вне времени и пространства. Их адажио, исполняемое под детскую песенку-считалку «Мальчик‑с-пальчик, где ты был» с ее восходящим ходом и постоянным возвращением к исходной точке, становится метафорой жизненного пути с его взлетами и падениями.
В эпилоге на сцену вновь выходит Грибная фея. Она достает клубок пряжи и начинает вязать — новую историю, новую сказку.
Читайте также:
Центр хореографии «Каннон Данс» представят фестивальный проект «ПЯТИЛЕТКА. Предисловие»
С 6 ноября по 12 декабря в Петербурге пройдёт XV международный фестиваль «Дягилёв. P. S.»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2120 (7796) от 21.11.2024 под заголовком «Сказка связывается».
Комментарии