На сцене Александринского театра состоялся вечер современной хореографии «Танцуем для Дягилева»
В программу вошли фрагменты из громких премьер последнего сезона, а также эксклюзивные работы, не входящие в текущий репертуар ни одного из театров.
ФОТО Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля «Дягилев. P. S.»
«Танцуем для Дягилева» — новый проект фестиваля. Удачное название маркирует широкий спектр методов и идей в осмыслении наследия знаменитого импресарио — от создания балетов-посвящений до произведений, лишенных прямых аналогий с Ballets Russes. Главное — соответствие дягилевской максиме «Удиви меня!», эксперимент и поиск новых лексических, образных красок, оригинальность авторского почерка, выход за рамки нормативной эстетики. В вечере приняли участие артисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и «Балета Москва», исполнившие постановки хореографов разных поколений и эстетических пристрастий. Куратором программы выступил Максим Севагин: показанные работы — его выбор.
Открылся вечер «Пилигримом» Кирилла Радева — одним из лучших номеров программы. Опытный хореограф привлек к себе внимание еще на фестивале «Контекст», выиграв конкурс молодых хореографов (2019). Постановочные приемы, особенности хореографического языка в «Пилигриме» обусловлены идеей замкнутого пространства, вневременной паузы, в которой застряли путешественники «без возможности путешествовать и без цели». На сцене в кольце прожекторов — трое мужчин в широких брюках глубокого винного цвета (артисты «Балета Москва» Марк Феофилов, Максим Исаков, Артур Геворгян). Их танец, экспрессивный и яростный, строится на непрерывном взаимодействии с пространством. Кажется, мы ощущаем его плотность, вязкость, тяжесть, под которой сгибаются спины. Мощный бит (композитор Андрей Чапоров) отзывается в телах танцовщиков напряжением мышц, энергичными толчками корпуса, глубокими плие, резкими выбросами рук, словно наносящих разящие удары по невидимой преграде.
Последующая часть контрастирует с предыдущей. Под неспешное звучание арии «Я как усталый паломник» из оперы «Ариадна на Крите» Генделя каждый из персонажей исполняет монолог, по‑своему проживая вынужденное заточение: кто‑то обреченно принимает ситуацию, а кто‑то исступленно протестует.
Номер Red Deers на музыку группы Emptyset — первый опыт работы московского хореографа Ксении Тернавской с артистами «Стасика» (продолжением сотрудничества стал одноактный балет «Ворга», премьера которого состоялась в 2023 году). Хореография представляет анималистическую историю о схватке оленей за самок, в процессе которой они сбрасывают свои рога. Во взаимодействии квартета танцовщиков (Дарья Юрченко, Наталья Сазонова, Евгений Дубровский, Ринат Ханджян) было что‑то мистически-ритуальное — будто на глазах зрителей оживали персонажи древних тотемических легенд. В замысловатом, изобилующем акробатической лексикой танцевальном тексте особенно впечатляли изобретательные, дивной красоты поддержки. В одной из них танцовщицы, выгибаясь дугой на плечах партнеров, становились продолжением их тел, уподобляясь рогам.
Большинство номеров концертной программы принадлежало Максиму Севагину. Выпускника Академии Вагановой, с 2022 года возглавляющего балетную труппу Музтеатра Станиславского, в Северной столице любят, его работы с нетерпением ждут. Спектакль «В темных образах», поставленный Севагиным на труппу пермского балета и перенесенный в Москву, наследует баланчинской традиции. Это проявляется в стремительных темпах, неоклассической графичности линий, виртуозной технике стоп, обольстительных позах с отставленным в сторону бедром у балерин, инструментально развитом танце, безукоризненно следующем за музыкой Антонио Вивальди.
Талант Севагина-комедиографа раскрывался в «Виртуозном па‑де‑де Павловой и Чеккетти» из балета «Класс-концерт» и дуэте «Король да шут». Последний был поставлен по просьбе Светланы Захаровой для гала-концерта международного фестиваля балета «Бенуа де ла данс» (2024). Комический эффект в постановке создается за счет контраста пластической манеры — экзальтированно-жеманной у субтильного Короля (его роль исполнил сам Севагин) и силовой, развязной у жуликоватого Шута (Ринат Ханджян). В финале бритоголовый пройдоха нокаутирует своего капризного правителя и бесцеремонно уволакивает за кулисы.
Интригующим событием вечера стал показ фрагмента Song из балета Tango, Song and Dance — будущей премьеры Максима Севагина для «Балета Москва». По словам хореографа, это будет «винтажный триптих в эстетике 1950‑х годов, посвященный различным проявлениям любви».
Гала-концерт «Танцуем для Дягилева» вызвал необычайный ажиотаж публики: Александринский театр был заполнен до отказа. В планах организаторов — сделать проект регулярным.
Читайте также:
Александр Баргман поставил в театре «Мастерская» пьесу Алексея Арбузова «Мой бедный Марат»
В общественном пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Лёд. Жизнь»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7799) от 25.11.2024 под заголовком «Постдягилевские танцы».
Комментарии