На сцене Александринского театра проходят гастроли Мастерской «12» Никиты Михалкова

Гастроли будут проходить с 25 по 29 ноября.

На сцене Александринского театра проходят гастроли Мастерской «12» Никиты Михалкова | ФОТО Giusi Borrasi on Unsplash

ФОТО Giusi Borrasi on Unsplash

Первым показывают спектакль «12» (16+), историю о двенадцати присяжных, обсуждающих, виновен ли 18‑летний юноша Умар в убийстве своего приемного отца — русского офицера. Все улики свидетельствуют против обвиняемого, но один из персонажей уверен — все не так однозначно, он предлагает рассмот­реть дело еще раз, более глубоко.

Этот сюжет волнует Никиту Михалкова с юности. В 1997 году по той же пьесе Реджинальда Роуза режиссер поставил дипломный спектакль в Высшем театральном училище им. Б. В. Щукина. В 2007‑м снял одноименный фильм со звездным составом. В 2021‑м вышла новая постановка, которую в Петербург привезли год спустя и снова представляют нынешней осенью. В спектакле заняты народные артисты Николай Бурляев и Сергей Степанченко, заслуженный артист России Владимир Долинский и сам Михалков. Главный вопрос, над которым предстоит поразмышлять зрителям, звучит так: «Закон выше всего, но что делать, когда милосердие выше закона?».

В ноябре Мастерская «12» Никиты Михалкова уже показала эту постановку (своего рода визитную карточку театра) в Омске, Тобольске и Тюмени. Петербургу повезло больше. Здесь кроме «12» будет представлена премьера этого года, уже номинированная на «Золотую маску», — «Перед рассветом» (18+). В основе спектакля — девять сцен из пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Режиссер связывает их в единое действо зонгами-интермедиями на мотив «Бараньего марша» того же автора.

«Это Брехт. Это его форма. Его время. Его ритм. Его стихи. И тут мы шли за ним. Паша Акимкин — композитор, Сережа Землянский — хореограф, и все, кто работает со звуком, со светом, — они тоже включились в этот язык. Это нарочито. Это навязчиво. Это кабаре. Но ведь сам стиль Брехта — он и есть навязчивость. От начала до конца. И да, это может раздражать, — объясняет Никита Михалков в одном из интервью. Но добавляет: — Наш спектакль не буквальная постановка. Это, скорее, фантазия на тему Брехта, повод для развития его идей нашими силами, нашим воображением. Это истории о том, что делают с людьми страх и ложь».

Судя по отзывам, действо получилось ярким, гротескным, жестким. Говорят, ночь перед рассветом — темнее всего. И режиссер не боится погрузить зрителей во мрак — чтобы в финале подарить им надежду.

Читайте также:

Продолжается фестивальный маршрут по стране выдающегося певца Ильдара Абдразакова

Год двух юбилеев: чем удивит зрителей Александринский театр в 2026 году?


#театр #гастроли #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (8043) от 26.11.2025 под заголовком «Подарить надежду».


Комментарии