На пуантах и босиком. Кафедре режиссуры балета в Консерватории исполнилось 60 лет
На балетной карте Петербурга, где родился и развивался Императорский балет, работал великий Мариус Петипа, где родились «Русские балетные сезоны» Сергея Дягилева, покорившие весь мир, есть три места силы. Это Академия русского балета им. Вагановой, Мариинский театр и кафедра режиссуры балета в Консерватории. В октябре кафедра отметила 60 лет со дня своего основания.

ФОТО Pixabay
Как рассказал заведующий кафедрой Александр Полубенцев, петербургский хореограф с мировым именем, балетмейстерское образование в Консерватории появилось в 1962 году благодаря выдающемуся балетмейстеру Федору Лопухову. В 1970 году кафедру возглавил Петр Гусев, так много сделавший для развития отечественного хореографического искусства и становления балета в Китае. В Поднебесной его почитают до сих пор. Именно Гусев ввел специализацию балетмейстера-репетитора, она появилась в 1977 году. Нигде в мире таких специалистов не готовят.
Среди выпускников кафедры разных лет — Борис Эйфман, Владимир Елизарьев, Николай Боярчиков, Юрий Петухов, Никита Долгушин…
— Наши ученики получают классическое разностороннее образование. Конечно, основные дисциплины связаны с овладением будущей профессией режиссера балета, который должен создать спектакль, где «говорят» только на языке движений. Студенты знакомятся с разными направлениями танца — классическим, характерным, историческим, современным, изучают стиль великих постановщиков прошлого. Кроме того, в программу входят история театра, литературы, музыки, изобразительного искусства… Ведь режиссер должен быть широко образованным человеком. В балете важно и актерское мастерство, умение создать и раскрыть образ своего персонажа. Когда я учился в Ленинградском хореографическом училище, актерское мастерство у нас вела Татьяна Вечеслова. Я ей многим обязан. Балет не только фуэте и прыжки. Это искусство, передающее с помощью движений тела самые утонченные чувства, — рассказывает Александр Полубенцев.
Своей задачей Александр Михайлович считает сохранение заложенных его предшественниками традиций.
Но традиции живы только тогда, когда развиваются, откликаются на все новое в искусстве. Потому два года назад на кафедре появилось отделение «Искусство современного танца».
— Считаю это вполне логичным, — говорит Полубенцев. — Ведь основатель нашей кафедры Федор Лопухов был новатором. Среди его знаменитых работ — балеты «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Бетховена, «Ледяная дева» на музыку Грига… А также «Болт» на музыку Шостаковича, поставленный в 1931 году в Кировском (ныне Мариинском) театре, это была одна из последних и очень ярких вспышек авангарда.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7296) от 14.11.2022 под заголовком «На пуантах и босиком».
Материалы рубрики
Клубу международного гуманитарного сотрудничества «Сила в дружбе» исполнилось 30 лет
Музей-квартира актеров Самойловых проведет балетный квест «На поиски рассыпавшихся слов»
Первый концерт в историческом здании Консерватории после реконструкции пройдет в 2024 году
Мариинский театр приглашает на балет «Щелкунчик»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии