На пуантах и босиком. Кафедре режиссуры балета в Консерватории исполнилось 60 лет

На балетной карте Петербурга, где родился и развивался Императорский балет, работал великий Мариус Петипа, где родились «Русские балетные сезоны» Сергея Дягилева, покорившие весь мир, есть три места силы. Это Академия русского балета им. Вагановой, Мариинский театр и кафедра режиссуры балета в Консерватории. В октябре кафедра отметила 60 лет со дня своего основания.

На пуантах и босиком. Кафедре режиссуры балета в Консерватории исполнилось 60 лет | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как рассказал заведующий кафед­рой Александр Полубенцев, петербургский хореограф с мировым именем, балетмейстерское образование в Консерватории появилось в 1962 году благодаря выдающемуся балетмейстеру Федору Лопухову. В 1970 году кафедру возглавил Петр Гусев, так много сделавший для развития отечественного хореографического искусства и становления балета в Китае. В Поднебесной его почитают до сих пор. Именно Гусев ввел специализацию балетмейстера-репетитора, она появилась в 1977 году. Нигде в мире таких специалистов не готовят.

Среди выпускников кафедры разных лет — Борис Эйфман, Владимир Елизарьев, Николай Боярчиков, Юрий Петухов, Никита Долгушин…

Наши ученики получают классическое разностороннее образование. Конечно, основные дисциплины связаны с овладением будущей профессией режиссера балета, который должен создать спектакль, где «говорят» только на языке движений. Студенты знакомятся с разными направлениями танца — классическим, характерным, историческим, современным, изучают стиль великих постановщиков прошлого. Кроме того, в прог­рамму входят история театра, литературы, музыки, изобразительного искусства… Ведь режиссер должен быть широко образованным человеком. В балете важно и актерское мастерство, умение создать и раскрыть образ своего персонажа. Когда я учился в Ленинградском хореографическом училище, актерское мастерство у нас вела Татьяна Вечеслова. Я ей многим обязан. Балет не только фуэте и прыжки. Это искусство, передающее с помощью движений тела самые утонченные чувства, — рассказывает Александр Полубенцев.

Своей задачей Александр Михайлович считает сохранение заложенных его предшественниками традиций.

Но традиции живы только тогда, когда развиваются, откликаются на все новое в искусстве. Потому два года назад на кафедре появилось отделение «Искусство современного танца».

Считаю это вполне логичным, — говорит Полубенцев. — Ведь основатель нашей кафедры Федор Лопухов был новатором. Среди его знаменитых работ — балеты «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Бетховена, «Ледяная дева» на музыку Грига… А также «Болт» на музыку Шостаковича, поставленный в 1931 году в Кировском (ныне Мариинском) театре, это была одна из последних и очень ярких вспышек авангарда.

#балет #юбилей #консерватория

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7296) от 14.11.2022 под заголовком «На пуантах и босиком».


Комментарии