На Новую сцену Александринского театра возвращается спектакль «Не зря»

Актеры «Особого театра», видящие и незрячие (отсюда многозначное название), исследуют, что это вообще такое: видеть. «А откуда ты знаешь, что трава зеленая?» - «Ну я же знаю, что Пушкин написал «Онегина». Я знаю и то, что трава зеленая. Хотя что это значит? Ведь можно сказать: трава красная, желтая».

На Новую сцену Александринского театра возвращается спектакль «Не зря» | Спектакль «Не зря» автобиографический, но зрячие и слепые актеры часто «меняются» историями. ФОТО предоставлено «Особым театром»

Спектакль «Не зря» автобиографический, но зрячие и слепые актеры часто «меняются» историями. ФОТО предоставлено «Особым театром»

Спектакль возвращается туда, где появился на свет в конце 2018 года. А минувшей зимой, например, его играли в Эрмитажном театре: ради такого и его сцена преобразилась, и сами тексты.

- Черный пол, черные стены, черный потолок. Зрители сидят с трех сторон сценического пространства, - выйдя на середину сцены, констатирует одна из актрис. - Среди зрителей шестеро в ярко-красных кофтах...

Мы, зрители, и так это узрели. Актриса давала «ориентировку на местности» той половине труппы, которая не видит. До тебя не сразу доходит: а вот то, что кофты красные и стены черные, - так важно для невидящих актеров? Куда информативнее белые пруты, этакими камышовыми зарослями торчащие из черного пола. По ним можно на ощупь передвигаться по сцене.

Молодой человек не спеша идет через «камыши», глядит в зал и описывает то, что находится в нескольких десятках метрах от него, в зале Рембрандта: «Белые пятна из темноты. Одно - это лицо. Лицо и борода. Очень старый человек. Сидит в кресле, локти на подлокотниках... На голове черный берет, кажется, бархатный».

Это он про «Портрет старика-еврея». «Я знаю, что изображено на этой картине. И даже могу говорить, что я ее видел. Но я ее не видел. Я много чего не видел. Потому что я не вижу».

Что такое «Онегин», объяснить можно. Попробуй объясни, что такое «красный». Гете попытался. Его исследование «К теории цвета» даже шрифтом Брайля напечатано, и незрячая актриса держит в руках этот здоровенный талмуд (брайлевские книги куда объемнее обычных), водит пальцами по выдавленным знакам на страницах, зачитывает: «Представьте себе совершенно чистый красный цвет...».

Ну-ну, ага, представьте. Откровенно говоря, это «К теории цвета» Гете жуткое занудство. Уж не посильнее его «Фауста».

Спектакль «Не зря» вырос из театральной лаборатории «Особый театр», которая появилась в Петербурге в 2017 году благодаря фонду «Про Арте». Незрячие актеры из студии «Фигаро» (она уже шестой год действует при Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению на Джамбула) занимаются со зрячими профессиональными актерами и режиссерами. Всего в проекте 22 человека, из них 10 - инвалиды по зрению, 2 - слепоглухие и 10 профессионалов, что называется, «без ограничения здоровья».

Худрук лаборатории - Борис Павлович, лауреат «Золотой маски» этого года. Режиссер «Не зря» - Дмитрий Крестьянкин, драматург - Элина Петрова, художник-постановщик - Александр Мохов, музыкальный руководитель - Роман Столяр.

«Не зря» - документальное исследование. Но воспоминания и размышления перемешаны, так что зрячий парень вполне может рассказывать от лица слепой девушки, как страшно оказаться там, где открытое пространство, высокие потолки, эхо и никого рядом:

- Я была на станции метро «Обухово», ушли все поезда, пусто... За что взяться-то?! Господи, как страшно... Села на пол, чтобы было за что держаться.

Молодой человек, который рассказывал про Рембрандта, потерял зрение с возрастом. Знаете, что он увид... заметил? Как из привычного круга общения человек в двести остались 10 - 15. И вот десять лет как ты не видишь, и твоему знакомому уже тридцатник, а для тебя он остался внешне тем же

20-летним. А образы новых знакомых конструируешь, заимствуя черты у тех, из прошлой «зрячей» жизни.

- Любовь с первого взгляда - совершенный тупизм: ты же не знаешь человека, - рассуждает кто-то из актеров (не важно, слепой или нет). - Когда не видишь - это круче: ты же не видишь, красивый или не красивый.

Хотя многое можно продедуктировать. Если слышишь стук каблучков - это женщина; если поступь быстрая - она молодая; по характеру шагов можно и вес прикинуть; если она с тобой заговорит, по источнику звука узнаешь рост. Ты спиной чувствуешь, если на тебя кто-то смотрит. Ощущаешь, как кто-то подходит слишком близко. Не понимаешь, почему ощупывать лицо незнакомца не очень прилично - а как узнать, каков он из себя?

- Я иду, и мне помогает дяденька с пушистыми трубочками, - весело повествует незрячая актриса. Трубочки - та часть руки, что от локтя до кисти. Они бывают мягкие, это если предплечья полные; бывают «на проводочках», это когда человек худой и прощупываются жилы.

Чей-то маршрут из дома на работу - сел в автобус да поехал. Чей-то - выходим из арки, поворачиваем направо, идем вдоль дома, ориентируясь по стенам, слева - дорога, проходим еще одну арку, начинаются дома, на светофоре звуковой сигнал «переход Дмитровского переулка разрешен», для перехода ищем выемку, она справа... Это очень-очень долгая инструкция.

Потом - как перекличка, по очереди: «Я не видела горизонт» - «Я никогда не видела новогодний фейерверк» - «Я не видел фильмов, вышедших после 2008 года» - «Не могу себе представить своих будущих детей».

Почему-то в нашем языке «зря» - это и «видя», и «тщетно». А «не зря» - это и «не видя», и «не напрасно». Что ты сделал зря? Что ты, смотря, не увидел? Посмотрим в четверг на Новой сцене.

Читайте также о том, что  в Петербурге пройдет фестиваль кукол.

#Александринский театр #незрячие #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6462) от 19.06.2019 под заголовком «Ненапрасное».


Комментарии