2Vtzqv4Hz9U

На Малой сцене ТЮЗа пройдет международный «Брянцевский фестиваль»

С 14 по 17 марта на Малой сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева пройдет XXIII международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов. Свои спектакли показывают ребята из школ, гимназий, лицеев, а также детских домов, подростковых клубов, домов и дворцов творчества, дворцов культуры. На сегодняшний день это самый крупный и престижный детский фестиваль в Северо-Западном регионе. В нынешнем году он будет посвящен 100‑летию Театра юных зрителей. Свои спектакли представят театральные коллективы из разных городов России — Москвы, Петербурга, Королева, Тольятти, Саратова, Вологды, Северодвинска. В программе постановки по произведениям Чехова, Лермонтова, Погорельского, Астафьева. Накануне открытия фестиваля на вопросы «Санкт-Петербургских ведомостей» ответил председатель жюри заслуженный артист России Сергей ШЕЛГУНОВ.

На Малой сцене ТЮЗа пройдет международный «Брянцевский фестиваль» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Сергей Алексеевич, почему участие в «Брянцевском фестивале» так важно для юных любителей театра?

— Обычно детские театральные коллективы соревнуются между собой на менее значимых площадках, а тут они имеют возможность выступить на подмостках легендарного ТЮЗа имени Брянцева. Кроме того, в жюри собрались профессиональные актеры, каждый из них трепетно относится и к самому фестивалю, и к своим обязанностям. Дети, безусловно, все это чувствуют и понимают, поэтому они так любят участвовать в нашем мероприятии.

Как проходит отбор участников?

— Детские коллективы присылают нам видеоверсии своих постановок. Мы принимаем 150 заявок, из которых должны отобрать всего несколько для участия в фестивале. Первые видео начинают приходить еще в декабре, а большинство заявок присылают в феврале. Мы с коллегами отсматриваем материалы, после чего встречаемся и обсуждаем каждый спектакль. Самое главное в этот момент — не пропустить жемчужину, которая может затесаться среди симпатичных пластмассовых бусин. А еще очень важно не забывать о том, что это дети, они открытые и ранимые существа. Многим нам придется отказать, ведь количество участников ограничено. Поэтому я всегда говорю: «Ребята, вы все лучшие. Вы все победители. Это не спортивные соревнования. Если не у нас, значит, на другом конкурсе вы станете победителями».

Когда вы смотрите спектакли конкурсантов, записанные на видео, вы уже ставите у себя в голове галочки: вот эти ребята очень хорошие? И совпадают ли потом эти заметки с тем, что вживую происходит на сцене?

— Да, я сразу отмечаю выдающиеся спектакли и думаю — вот этот точно для меня будет в лидерах. Хотя то, что мы видим в присланных нам видеоверсиях, и то, что потом на сцене, не всегда совпадает. Видео можно снимать и переснимать несколько раз, пока не получится тот вариант, который устраивает руководителя коллектива. Но иногда то, что казалось замечательным на видео, в результате отличается от того, что мы видим на сцене. Там, конечно, возникает естественное волнение. Не всем удается его преодолеть. А еще юным актерам надо приспособиться к новому месту, новой сцене, что создает дополнительный стрессовый фактор.

Выступления каких коллективов в этом году вы ждете с нетерпением?

— У нас есть свои любимчики, постоянные участники. Называть их не буду по этическим соображениям. Но опять же — все абсолютно непредсказуемо. Например, на прошлом фестивале один из наших фаворитов не занял призового места. Это отличный коллектив, который мы давно знаем и очень любим. И работа у них была прекрасная, но они не смогли нас удивить. Не было такого, чтобы мы ахнули — молодцы какие, надо же, как здорово! Оказалось, что были коллективы гораздо на тот момент интереснее.

Легко ли детским театральным коллективам из других городов России состязаться с конкурентами из Петербурга и Москвы?

— Между участниками абсолютно никакой разницы. Бывают удивительные, замечательные коллективы, которые приезжают издалека. В этом году у нас представлено много городов. Есть интересные ребята из Тольятти, Вологды, Северодвинска. У них очень достойные работы.

Во время фестиваля вы общаетесь с ребятами напрямую? Как проходят встречи?

— Нет, нам запрещено общаться с участниками. Мы не имеем права наводить мосты между жюри и юными артистами. ­Наоборот, мы играем в некую тайну — закрываемся, когда обсуждаем спектакли, смотрим, чтобы нас не подслушивали. Зато у ребят есть ежедневные мастер-классы от профессионалов. В этом году их проведут актриса Полина Сидихина, победитель шоу «Танцы на «ТНТ» Виталий Уливанов и театральный педагог преподаватель РГИСИ Егор Архипов. По традиции, на фестивале пройдет работа творческой мастерской для участников под руководством артиста Сергея Агафонова, состоятся обсуждения постановок с участием театроведа Алексея Пасуева.

«Брянцевскому фестивалю» уже больше 20 лет. Вы отслеживаете судьбы участников?

— Это слишком сложно сделать. За два десятилетия перед нашими глазами прошли тысячи юных актеров. Наша основная миссия — задать творческий вектор движения юной душе. Я знаю, что многие ребята, принимавшие участие в фестивале, идут если не в актерские, то в другие творческие вузы и связывают свою жизнь с искусством. Хотя с одним успешным участником «Брянцевского фестиваля» я знаком лично. Это мой коллега, артист нашего театра Никита Остриков! А еще, помню, был мальчик, который замечательно читал Есенина. Знаю, что он потом учился у Додина, а сейчас играет в одном из московских театров.

Ребята получают какие‑то призы?

— Когда ребята выходят на сцену ТЮЗа, я вижу, как горят у них глаза. Для них это выдающееся событие. Они показывают спектакли своим ровесникам, получают заслуженные награды. Даже те, кто не занял призовые места, уезжают от нас дипломантами «Брянцевского фестиваля», а это почетно. Чтобы стимулировать интерес ребят к театральной деятельности, мы награждаем специальными дипломами лучших артистов. Такие знаки отличия получают только те, чьи спектакли не вошли в тройку призеров. Мы делаем это специально.

Как вообще родилась идея проведения «Брянцевского фестиваля»?

— Она принадлежит директору нашего театра Светлане Васильевне Лаврецовой. Именно она запустила идею ТЮЗовских фестивалей как таковых. Это не только «Брянцевский», но и «Радуга», «Радуга» в странах Балтии» и новый фестиваль «Б’АРТ’О».

С какими трудностями сталкивался «Брянцевский фестиваль» за время своего существования?

— Бывало по‑разному. Особенно непросто, конечно, в последние годы. В преддверии грядущего фестиваля на нас навалилось сразу все — ковид, отмены спектаклей, подготовка юбилейных торжеств, да еще и сборы на гастроли в Сербию. Но мы справились со всеми препятствиями и полностью готовы к открытию и проведению «Брянцевского фестиваля-2022».



#фестиваль #ТЮЗ #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7127) от 14.03.2022 под заголовком «Фестиваль победителей».


Комментарии