На «Ленфильме» открылась выставка о кино в блокадном Ленинграде

В пятом павильоне киностудии «Ленфильм», рядом с трехмерной исторической панорамой «Пропавшие в кинохронике», открылась выставка о кино в блокадном Ленинграде. Она называется «В лучах блокадного кинопроектора» и подготовлена историко-литературным музеем «Вася Теркин» при помощи регионального отделения Союза филокартистов России и Санкт-Петербургского клуба любителей истории открытки.

На «Ленфильме» открылась выставка о кино в блокадном Ленинграде | Так выглядела афиша к фильму «Антон Иванович сердится» 1953 года. Как выглядела афиша 1941 года,  доподлинно неизвестно./Репродукция. ФОТО автора

Так выглядела афиша к фильму «Антон Иванович сердится» 1953 года. Как выглядела афиша 1941 года, доподлинно неизвестно./Репродукция. ФОТО автора

Именно в том павильоне, где представлена выставка, до войны снимали фильм «Маскарад» Сергея Герасимова, где в главной роли блистала его супруга актриса Тамара Макарова, — говорит Вячеслав Кокин, руководитель музея «Вася Теркин». — Официально съемки закончились 21 июня 1941 года, но дальше, уже в военных условиях, продолжался монтаж.

И, несмотря на то что вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, а город беспрестанно бомбили и обстреливали, премьера «Маскарада» состоялась. Это произошло 16 сентября 1941 года. Несмотря на фронтовую обстановку, фильм имел большой зрительский успех и больше полутора месяцев не сходил с экранов.

На выставочных стендах — рассказ о 25 художественных фильмах, которые шли в кинотеатрах осажденного Ленинграда. На экранах представали мужественные образы Суворова, Александра Невского, Петра Великого. Были сняты продолжения «Чапаева» («Чапаев с нами»), а также фильма «Фронтовые подруги»: в короткометражке «Подруги, на фронт!» рассказывалось о том, как девушки записываются в санитарные дружины.

25 фильмов — вовсе не исчерпывающий список того, что показывали на экранах в осажденном Ленинграде. По словам Кокина, вы­явить полный перечень пока не представляется возможным: не хватает источников. В «Ленинградской правде» весь 1941 год продолжала выходить рубрика «Сегодня в кино», но она перестала появляться после 11 января 1942 года и возобновилась только в начале 1943‑го.

Восполнить этот пробел, по всей видимости, помогли бы архивные документы, но, как оказалось, материалы о работе городского управления кинофикации и киностудий, действовавших в Ленинграде в 1942 году, до сих пор находятся на секретном хранении, — рассказал исследователь.

В какой‑то степени помогают дневниковые записи жителей блокадного Ленинграда. Бесценным источником служит хранящийся в фондах Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда дневник подростка Игоря Никитина, в котором немало упоминаний о походах в кино. 25 августа 1941 года он сообщил, что смотрел в «Молнии» на Петроградской стороне «Антон Иванович сердится». Эта картина была создана на «Ленфильме» перед самой войной, примечательна она тем, что в ней снимались три артиста Театра музыкальной комедии — Александр Орлов, Тамара Павлоцкая и Анатолий Королькевич, которые проработали в театре всю блокаду.

Премьера состоялась 19 августа в кинотеатре «Гигант». Горожане вспоминали, что афишами этого фильма были заклеены многие тумбы в Ленинграде, они провисели до конца войны.

«И тот, кто шел по Невскому, — вспоминала Ольга Берггольц, — сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывалась война, штурм, блокада и бедствие города, превращались в некое предупреждение, напоминающее громкий упрек: «А ведь Антон Иванович сердится!». И в представлении нашем возник какой‑то реальный, живой человек, очень добрый, не все понимающий, ужасно желающий людям счастья и по‑доброму, с болью сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем‑то подвергли»…

«Вы только представьте себе, какое требовалось мужество, чтобы показывать фильмы! — писал киновед Вадим Брусянин. — Как через весь город тащили на себе коробки с ними тогдашние киномеханики-женщины. Им, истощенным, еле двигавшимся, приходилось преодолевать поистине героический путь по заледенелым, заваленным сугробами улицам с кинобазы из самого центра города, на Владимирском проспекте, в свои кинотеатры»…

Более того, в блокадном городе, как и до войны, издавались открытки с кадрами из любимых фильмов и портретами популярных актеров.

Примечательно, что в осажденном Ленинграде шли не только любимые отечественные фильмы — «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», но и довоенные американские ленты. Фильмы были музыкальные, костюмированные, совершенно далекие от ужасов войны: «Песня о любви», «В старом Чикаго», «Весенний вальс»… По воспоминаниям горожан, эти ленты тоже помогали пережить происходившее.


#Ленфильм #выставка #кино #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7358) от 16.02.2023 под заголовком «Почему сердился Антон Иванович».


Комментарии