На «Ленфильме» открылась художественная панорама «Пропавшие в кинохронике»

В пятом павильоне «Ленфильма» на Каменноостровском проспекте открылась художественная панорама «Пропавшие в кинохронике», созданная творческой командой «Невского баталиста». Наша газета следила за ее появлением начиная с лета прошлого года.

На «Ленфильме» открылась художественная панорама «Пропавшие в кинохронике» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Восемь месяцев мы работали почти без выходных, — говорит автор панорамы Дмитрий Поштаренко. — Изначально планировали открытие еще в январе, но сроки сдвинулись. Да и сейчас еще не все завершено до конца.

Результат впечатляющий. В сообщениях СМИ упоминается, что это едва ли не самая большая в России художественная панорама, посвященная событиям Великой Отечественной войны. Полторы тысячи квадратных метров, почти полторы сотни скульптур, пятнадцать самостоятельных эпизодов, связанных одной сюжетной линией — участием в боевых действиях военных корреспондентов, кинооператоров, фотографов.

Бой на подступах к Ленинграду, бомбоубежище «Ленфильма», в котором съемочная группа картины «Маскарад» прячется от обстрелов, форсирование Днепра, битва за Кавказ, Центральная студия документальных фильмов, поверженный Рейхстаг, Нюрнбергский процесс… А начинается панорама с эпизода из совсем недавнего прошлого — лагеря поисковиков на Невском пятачке. Дмитрию Поштаренко этот сюжет особенно близок, поскольку он сам многолетний участник поискового движения и открывал для себя следы Великой Отечественной войны именно там, на Невском пятачке…

При входе в панораму каждый посетитель получает аудиогид. Надевает на голову наушники, слышит голос. В каждом из полутора десятков разделов экспозиции звучит письмо непосредственного участника события.

Все эти письма — художественные произведения, мы составляли их исходя из воспоминаний, на основании реальных историй, пытаясь найти максимально точные образы. Даже брали характерные фразы, которые кинооператоры использовали в своей профессиональной работе, — пояснила координатор «Невского баталиста» Маргарита Попова.

«С фронтовым приветом… Волею судеб я снова в Ленинграде, на киностудии «Ленфильм». Сейчас работаем в Колпине, — слышим письмо, как будто бы написанное кинооператором Анатолием Погорелым. — Город рабочих, стоящий у немцев как кость в горле, продолжает жить… Ижорцы дают фронту новую продукцию. Даже бронемашины. Оружие раздали по цехам еще осенью — на случай, если немец прорвется на завод…»

Проходим чуть дальше по экспозиции — в наушниках звучит письмо, написанное киномехаником с Волховского фронта: «…Смонтировали кинопередвижку. Комиссар просил непременно привезти картину «Антон Иванович сердится»… Кино — действительно важнейшее искусство. Солдат посмотрел его — и как будто бы дома побывал. Я на полфронта единственный киномеханик, так что скучать не приходится…».

В одном из эпизодов весны 1945‑го автором письма стал гвардии капитан Василий Победоносцев: «Нахожусь в Силезии. Немцы яростно сопротивляются. Чувствуют, что приближается их конец… Прибыл к нам кинооператор Владимир Сущинский, я помню его еще по боям под Ленинградом в 1942‑м. Думаю, что после войны фронтовым кинооператорам обязательно памятник поставят».

А завершается панорама изображением поезда победителей, вернувшихся из Германии. Из вагона выглядывают счастливые бойцы, многим из которых создатели экспозиции придали портретное сходство с актерами-фронтовиками. Посетители пытаются угадать: «Это же Юрий Никулин! Смотрите — а этот солдат очень похож на молодого Владимира Басова…». И обязательно делают селфи.


#панорама #Ленфильм #ВОВ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7165) от 11.05.2022 под заголовком «Образы фронтовой кинохроники».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?