На киноэкраны вышел фильм на спортивную тему «Федя. Народный футболист»
На этот раз — о выдающемся игроке московского «Спартака» и сборной СССР Федоре Черенкове. Даже фанаты «Зенита» со стажем пусть и тайно, но продолжают считать его своим — настолько виртуозно действовала на поле спартаковская «десятка».
Кадр из фильма «Федя. Народный футболист»
Статус народной команды, присвоенный московскому «Спартаку» столичными газетчиками, болельщики «Зенита» привыкли пропускать мимо ушей, но с тем, что Федор Черенков — народный футболист, согласятся едва ли не все. Поэтому не удивился большому количеству зрителей в одном из мультиплексов даже на дневном сеансе в будний день. С таким явлением, признаюсь, давненько не сталкивался.
Начальные титры обнадеживали. Соавтором сценария выступал известный в мире спорта человек — журналист Илья Казаков, не раз подтверждавший высокую репутацию в своей области. Имя режиссера фильма Николая Акелькина, бывшего гендиректора профессиональной футбольной лиги, тоже распознавалось многими. Правда, никак не свидетельствовало в пользу еще не увиденной картины.
Первые десять минут, когда любой спортивный фильм тестируется на правдоподобие, дали положительный результат. Игровая форма использована правильная, названия команд подходили по времени действия, над антуражем 1970‑х хорошо поработали. Кеды, мячи и одежда соответствовали. Но вот беда: к облику главного героя пришлось приспосабливаться с большим трудом. В памяти всплывало, что в «Легенде № 17» Олег Меньшиков был совсем не похож на великого тренера Анатолия Тарасова, но это картину не испортило. Однако на сей раз с каждой минутой легкое оправдание перерастало в тяжелое обвинение.
Ладно еще облик. Почему‑то сценаристы не позаботились об актере Стасе Румянцеве (Черенков), наградив его полным отсутствием драматического материала для исполняемой роли. Весь фильм он сохранял маску блаженного, вымучивая к финалу образ святого. Видимо, такую задачу перед ним поставили. А как ее выполнить, когда гримеры соорудили артисту псевдобитловскую челку, еще более ухудшившую и без того плохое первое впечатление. Затем герою сделали химическую завивку, что, кстати, соответствовало правде, и народный Федя превратился в точную копию… Сергея Алейникова, знаменитого игрока минского «Динамо» и сборной СССР. С этого момента смотреть на главного героя стало попросту невозможно.
Самого Алейникова в фильме нет, тогда как партнеры народного футболиста по «Спартаку» присутствуют, но тоже в кошмарном облике — будь то Юрий Гаврилов, Сергей Родионов и особенно Александр Бубнов. Не знаю, каким был Гаврилов вне футбола, но все равно верить тому, что великий плеймейкер исполнял в команде еще и роль скомороха, просто не хочется. Равно как и тому, что он позволял спартаковскому вратарю Ринату Дасаеву держаться с ним запанибрата.
Но все это — мелочи по сравнению с облюбованными сценаристами моментами из карьеры Черенкова. Никакой тебе Спартакиады народов СССР-79, когда о Федоре заговорили все, ни первого чемпионства 1979 года, ни Олимпиады в Москве, ни победы над действующим обладателем Кубка чемпионов в 1983 году. В фильме все время твердят, что Федор — лучший футболист страны, избегая при этом подтверждать такие слова.
Кто‑то возразит, что невозможно за два часа представить все важные матчи с его участием, но то, что выбрали, вызывает недоумение. Эпизод с голом в ворота сборной Бразилии на «Маракане» в 1980 году занял шесть секунд. Зато подробно показали выездной провал с «Андерлехтом» (как будто других у «Спартака» не было!), и, наконец, все силы были брошены на создание фрагментов грязного футбола из ключевого матча чемпионата страны 1987 года против киевского «Динамо». Но если вы так скомкали карьеру Черенкова, господа футболисты-кинематографисты, то зачем вывели на экран перечисление титулов игрока? Ведь зритель увидел, что его обманули! Другое дело, если бы создатели фильма сознательно избегали футбольных сцен, сосредоточившись на Черенкове-семьянине или на Черенкове, борющемся с недугом, это еще можно было понять. Но дело в том, что футбольных сцен в картине навалом! Только кому нужны проходные, ничего не значащие фрагменты тренировок, на которые было выделено столько времени!
Ну и, конечно, фильм, в создании которого участвовал ФК «Спартак», не мог обойтись без укольчика в адрес «Зенита». Так что своего рода «ленинградский след» здесь имеется. Сценаристы сочинили для главного тренера Константина Бескова слова, сказанные им после поражения «Спартака» в Ленинграде с юным Черенковым в составе. Что, мол, негоже проигрывать командам уровня «Зенита».
Возможно, сегодня за пределами Петербурга это кого‑то и позабавит, но вот беда — ради этой фразы авторы пошли против фактов. «Спартак» с Черенковым впервые проиграл «Зениту» в апреле 1981 года. Произошло это на стадионе имени Ленина, как тогда назывался «Петровский», и он тоже присутствует в фильме. Вот только начинали тот сезон сине-бело-голубые… бронзовыми призерами чемпионата СССР, а не записными аутсайдерами! Произносит же эти слова мнимого Бескова соавтор песни «Зенит — чемпион!» ленинградский актер и музыкант Николай Фоменко. Снялся в фильме и суперболельщик «Зенита» Сергей Мигицко в роли врача психиатрической больницы, ставшего под влиянием своего пациента фанатом «Спартака». Вот только одарили народного артиста России авторы сценария лишь мимолетными появлениями на экране.
А теперь о положительном. Не знаю, как другим, но мне очень понравился выбор некоторых артистов, а также актерские работы Николая Фоменко в роли Константина Бескова и особенно Бориса Щербакова, сыгравшего Николая Старостина. Прекрасно показал себя в эпизодической роли и Сергей Чудаков (Валерий Лобановский). По ходу экранного повествования рождалось ощущение, что мог бы получиться совсем другой (и очень даже хороший) фильм на футбольную тему — об отношении трех титанов футбола к Черенкову. Тем более что Борис Каморзин в роли председателя спортивной федерации, как всегда, оказался безупречен. К оператору Дмитрию Трифонову также нет никаких вопросов — к изображению не придерешься. Но вот, собственно, и все, за что можно похвалить авторов.
Наконец, о самом сложном. Картина заранее преподносилась как нечто очень достойное. На худой конец, трогательное, с акцентом на глубокое уважение, проявленное к герою фильма с его драматичной судьбой. А уж насколько это получилось, решать вам, уважаемые зрители!
Читайте также:
На большой экран 14 ноября выйдет новый фильм Владимира Аленикова «Мятежники»
В Петербурге состоялся показ нового фильма Сергея Дебижева «Крест»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7785) от 05.11.2024 под заголовком «Не о нем».
Комментарии