На фестивале «Звезды белых ночей» состоится премьера Мариинского театра - опера Россини «Золушка»
Последняя весенняя премьера Мариинского театра — опера Джоакино Россини «Золушка» — будет показана на фестивале «Звезды белых ночей», проходящем в нашем городе.
© Мариинский театр, 2024 г., фотограф Михаил Вильчук
К постановке «Золушки» театр шел постепенно через концертные исполнения и полусценическую версию Екатерины Малой, с неизменным успехом она шла в Концертном зале и была показана на гастролях в московском «Зарядье» и в регионах. Но чувствовалось, что полюбившаяся всем «Золушка» просится на большую сцену, как героиня на бал.
В чем секрет притягательности «Золушки» для публики? Мы все ждем чудес и волшебства, и большая часть зрителей идут на знакомую сказку Ш. Перро, движимые ностальгическими воспоминаниями о киноверсии 1947 года Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро по сценарию Евгения Шварца. И здесь опера Россини обманывает ожидания. Либретто оперы Якопо Феретти имеет к Перро опосредованное отношение. И дело даже не столько в туфельке, которую заменили браслетом в силу большей благопристойности, сколько в том, что это опера не про чудеса и фею-крестную, а про мораль в духе эпохи Просвещения — о вознаграждении добродетели. В этом смысле оперу можно сравнить с «Недорослем» Фонвизина при всей их внешней разности. И там и там злые и глупые наказаны, а добродетель торжествует.
И все же мораль прячется в тени легкости, веселья и комической динамики музыки Россини, которая ударяет в голову, как шампанское. Композитор написал «Золушку» после успеха «Севильского цирюльника», и она стала его двадцатой оперой, созданной всего за 24 дня. Даже увертюру Россини использовал из другого своего произведения, а в музыке слышатся отголоски «Севильского цирюльника», а то и прямые цитаты.
Опера была впервые поставлена в Риме в 1817 году и уже в 1820‑м была исполнена в России, и с той поры начинается ее блистательная сценическая история. Сложность исполнения оперы в высоких требованиях к певцам, которым нужно выдерживать высокие темпы и быть очень точными, для партии же главной героини Анджелины нужно редкое колоратурное сопрано. Золушку в мире поют признанные звезды бельканто.
В Мариинском театре помогла многолетняя работа над оперой, к тому же Дарья Росицкая, певшая премьерный спектакль, прославилась этой ролью еще в театре «Зазеркалье». Но запомнилась и Цветана Омельчук. Партия принца Рамиро, как всегда у Россини, изобилует запредельными верхами, Александр Михайлов в ней более романтичен, а Денис Закиров — жизнерадостен. В опере у Золушки не мачеха, а отчим, Дон Маньифико (Николай Каменский и Денис Беганский), а роль феи выполняет наставник принца философ Алидоро (Магеррам Гусейнов, Мирослав Молчанов). Для испытания сестер принц меняется местами со своим камердинером Дандини (Сергей Романов).
Сам же спектакль, поставленный Екатериной Малой, следует за классической версией Жан-Пьера Поннеля, но нужно ли ее за это упрекать? Ведь еще А. С. Пушкин говорил: «Следуй за гением». Предыдущая россиниевская работа Малой — «Итальянка в Алжире» тоже была во многом вдохновлена Поннелем. Новый спектакль получился живой, не без оригинальных деталей: так, Золушка летит на бал на воздушном шаре. Для новой постановки были созданы богатые костюмы, а сценическое оформление сочетало в себе неоклассические живописные задники с видеоартом, порой в ядовито-акриловых цветах (художник — Вячеслав Окунев).
Валерий Гергиев в последнее время все более пристальное внимание уделяет музыке бельканто. «Золушка» стоит в этом ряду.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Золушка на воздушном шаре».
Комментарии