На экраны вышел музыкальный фильм Юрия Хмельницкого «Алиса в Стране чудес»

Есть такая формула: «эмоция равно факт минус ожидания». То есть если вы не хотите разочароваться, не ждите слишком многого. В данном случае — встречи с героями и чудесами книги Льюиса Кэрролла. Или даже полноценных отсылок к аудиоинсценировке с песнями Владимира Высоцкого. Ни того ни другого не будет.

На экраны вышел музыкальный фильм Юрия Хмельницкого «Алиса в Стране чудес» | Стоп-кадр из фильма «Алиса в Стране чудес»

Стоп-кадр из фильма «Алиса в Стране чудес»

«Я очень боялся идти в «Алису в Стране чудес» в том числе из‑за большого количества разных экранизаций», — признался Юрий Хмельницкий в одном из интервью. И, надо полагать, именно поэтому фильм его сделан как бы от противного — не так, как у Тима Бертона, не так, как у Уолта Диснея, не так, как в старом советском мультфильме, не так, как у Олега Герасимова с Высоцким (это уже не экранизация, но все равно один из возможных камертонов).

От Кэрролла остались имена героев и некоторое количество сюжетных линий, упомянутых в книге, но переосмысленных. От Высоцкого — тексты нескольких песен (далеко не всех), для которых написана новая музыка и которые пришлось поэтому кое‑где переделать, сократить или даже дополнить.

Особенно странно в версии композитора Владислава Саратовкина звучит «Баллада о любви» — да, ее тоже исполняют жители Страны чудес. Ибо в новой киноверсии «Алисы» они развлекаются не философскими парадоксами, а вполне себе жизненными романтическими задачками. Герцогиня любит Шляпника, Шляпник любит Королеву, Королева пока никого не любит — ей нравится только казнить и миловать. Поскольку время в сказочной стране остановилось, делать это можно бесконечно долго. «Нет времени — значит нет изменений, нет изменений — нет эмоций, нет эмоций — нет любви, нет любви — нет вдохновения», — объясняет один из персонажей (Художник, который появляется в кадре, кажется, только для того, чтобы это сказать).

По сути, у Хмельницкого получилась история о взрослении современного подростка. 15‑летняя Алиса (Анна Пересильд) проживает практически все основные проблемы своего возраста — как в сказке, так и в современной реальности. Ее родители (Ирина Горбачева и Милош Бикович) любят друг друга, но все равно ссорятся — бурно и длительно. Сама девочка тоже влюблена, причем взаимно, но признаться в этом даже самой себе никак не решается. Плюс к этому она заваливает экзамен (ОГЭ), сталкивается с предательством подруги, вступает в конфликт с одноклассниками.

И, когда проваливается в Страну чудес, встречает там… всех тех, с кем не сумела договориться. Королевой оказывается ее мама, Шляпником — папа, вредной Мышью — та самая подруга-предательница (Полина Гухман) и так далее. Все они — «антиподы» для своих прототипов, а сама Алиса — «антипят» для местных жителей, и у нее двойника нет (термины взяты из аудиосказки с песнями Высоцкого). Соответственно, в волшебном мире (читай — в собственном подсознании) барышне приходится решать психологические проблемы еще активнее, чем наяву.

Интересно, что Страна чудес населена не так густо, как в первоисточнике. Часть ожидаемых персонажей так и не появляется (например, Чеширский кот). Все волшебные зверушки — люди в забавных костюмах. Кролик (Анд­рей Федорцов) отбирает у Алисы часы в надежде запустить время. Синяя гусеница (Сергей Бурунов) никак не может стать бабочкой (время ведь остановилось) и в качестве альтернативы изобретает летательный аппарат. Птица Додо (в первоисточнике — альтер эго автора, Льюиса Кэрролла) оказывается «двойным агентом». В обычной жизни ее (его) зовут Костя Додолев (Олег Савостюк), именно в него влюблена Алиса. Но молодой человек не так прост, как кажется. В отличие от остальных он знает о том, что существует сразу в двух мирах. И именно за ним, а не за Белым кроликом, Алиса устремляется в Страну чудес.

А там — двери, и далеко не все заперты. Входишь в одну из них в лесу, выходишь в апартаменты коварной интриганки Герцогини (Паулина Андреева), входишь в другую — выпадаешь в открытое море. Так же поступал главный герой многочисленных фантазийных повестей Макса Фрая («Лабиринты Ехо», «Хроники Ехо» и так далее), тоже перебравшийся из нашего мира в другой, полный чудес. Однако параллель эта больше ничем не поддержана и, возможно, случайна. Как и линия Художника, заявленная, но не нашедшая развития.

Легко ли быть молодым? Нет, нет и еще раз нет — отвечают создатели фильма. Особенно если у тебя богатая фантазия и ранимая душа. Впрочем, посыл этот по возможности смягчен и разбавлен — эффектами, красочными костюмами, живописными пейзажами, танцевальными и песенными номерами.

Что остается от сказки потом — после того, как ее рассказали? Полезный совет от Синей гусеницы (к слову, актерская работа Сергея Бурунова одна из лучших в фильме): «Нужно перестать бежать от проблем. Настоящий смысл приходит, когда появляются они — проблемы подталкивают тебя к решению».

Возрастное ограничение 6+

Читайте также:

В городе на Неве состоялся премьерный показ фильма «Незаконченная партия Сергея Витте»

На национальном конкурсе кинофестиваля «Послание к человеку» в этом году два лауреата


#кинематограф #премьера #сказка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (8029) от 06.11.2025 под заголовком «Что остается от сказки?».


Комментарии