На большой экран 14 ноября выйдет новый фильм Владимира Аленикова «Мятежники»
Это история об особых детях, их тяжелых судьбах и о надежде на лучшее.
Кадр из фильма «Мятежники»
Владимир Алеников — режиссер кино и театра, писатель и поэт, киносценарист и драматург, один из мэтров советского кино. Среди самых известных его работ — музыкальные картины о приключениях Петрова и Васечкина, фильм-мюзикл «Биндюжник и король» и, неожиданно, мультфильм «Чучело-Мяучело».
У Аленикова много профессиональных умений, среди которых важное место занимает умение работать с детьми и для детей. Его новый фильм тоже о них. На этот раз его герои — юные люди с ограниченными возможностями, те, которые по тем или иным причинам лишились родителей. «Это очень тяжелые судьбы. И наша картина — возможность привлечь серьезное внимание к этим ребятам, — рассказывает режиссер. — Они больны, но все равно прекрасны, потому что у них есть мечты, которые они удивительным образом реализовывают».
В основу сценария легла книга, написанная самим Алениковым по реальным событиям. «Все истории, которые вы услышите с экрана, — чистая правда. Я ездил по интернатам, где живут эти дети, слушал их и записывал», — объясняет Владимир Михайлович. Некоторые роли в фильме исполняют те самые подростки из интернатов. «Как правило, в моих картинах снимаются серьезные актеры, я их люблю, я с ними дружу. Но на этот раз решил не приглашать известных артистов и сделал только одно исключение. Это Ольга Волкова», — рассказывает Алеников. Таким образом он еще раз подчеркнул достоверность происходящего.
«Я считаю, что сегодня это необходимый фильм. Картина, которую нужно увидеть, — говорит Ольга Волкова, сыгравшая одну из главных ролей. — Очень важно узнать, как выживают дети с тяжелыми болезнями в драматических ситуациях и как им помогают».
Прототип героини Волковой — Лина Салтыкова, директор пансионата для детей с ограниченными возможностями «Городок Незнайки», она руководит им уже много лет. Человек деятельный и неравнодушный, сумевший создать для особых подростков настоящий дом, где они не чувствуют себя лишними и где могут быть собой, раскрывать таланты, обретать силы.
Главная героиня фильма — девочка Настя (Василиса Коростышевская), которую органы опеки забирают из неблагополучной семьи. Она не может говорить и потому попадает в специальный интернат. Машина въезжает на территорию, металлические ворота отрезают ребенка от прошлого и пусть непутевой, но родной матери. Поначалу кажется, что и от настоящей жизни, свободы тоже.
Первая часть фильма о медленном и непростом пути ребенка к надежде на новую жизнь. Поисках своего места в этом мире. Девочка смотрит, как ребята ставят на маленькой сцене спектакль о Жанне д’Арк, слушает их истории, каждая из которых трагична не менее, чем ее собственная, смотрит на то, как они общаются между собой… Однако ключевым становится момент, когда один из воспитанников отказывается от усыновления. Он объясняет это тем, что у него уже есть дом и семья.
И когда внезапно городская администрация принимает решение о сносе здания, в котором находится интернат, и расселении ребят по другим заведениям, Настя одной из первых встает на защиту теперь уже и ее настоящего дома.
Финал у истории хороший. Как и во многих фильмах советского времени, как почти во всех фильмах для детей. В самый последний момент, когда взрослые уже опустили руки, подростки совершают невозможное и побеждают. Мы понимаем, что эта закрытая территория, которая вначале показалась и героине, и зрителям тюрьмой, на самом деле — крепость. Как в старой пословице: «Мой дом — моя крепость».
Конечно, так редко случается в жизни. Из реальных предельно честных историй создатели фильма выстроили добрую сказку, которая ранит сердца людей в зале, заставляет их задуматься о многом, но все‑таки дарит надежду.
«Когда живешь на свете так долго, как я, то понимаешь, что не можешь тратить себя, свои силы, время и энергию на что‑то проходное. Это должно быть что‑то важное, то, что может изменить нашу жизнь к лучшему, — говорит Владимир Алеников. — Я стараюсь, чтобы все работы, которые я сейчас делаю в театре, кино и книгах, были по‑настоящему важными. Так я отношусь и к этому проекту».
Читайте также:
«Федя. Народный футболист», «Вечная зима». Новинки кино: 31 октября
Что показали на первом фестивале любительского короткометражного фехтовально-трюкового кино?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7782) от 30.10.2024 под заголовком «О надежде на лучшее».
Комментарии