На больших экранах вышла киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»

Премьера экранизации одноименной книги Александра Волкова состоялась в первый день наступившего года.

На больших экранах вышла киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» | Кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»

Кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»

Как известно, книга Волкова начиналась когда‑то как перевод сказки Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», но постепенно пополнилась новыми деталями и приключениями, стала самодостаточной. Ее много раз переиздавали, переводили на другие языки, неоднократно экранизировали. Последний российский игровой фильм о путешествии девочки Элли в волшебную страну был снят тридцать лет назад.

Современная версия — масштабнее, ярче и убедительнее. Однако отзывы о ней противоречивы. Особенное негодование у зрителей вызывает финал. Точнее, его отсутствие. В фильм вошла лишь первая часть книги: Элли с песиком Тотошкой попадают в волшебную страну, где находят новых друзей: Страшилу, Железного дровосека и Трусливого льва. По дороге из желтого кирпича они вместе идут в Изумрудный город — к великому и ужасному Гудвину, который может исполнить их заветные желания. Злая волшебница Бастинда препятствует героям, как может, но те все‑таки достигают цели, и… фильм обрывается. Гудвин так и не выходит на сцену, зрители слышат только, что он планирует послать дружную компанию к Бастинде, ибо сам помочь им не в силах. Продолжение следует.

С одной стороны, идея двух-трехчастной фэнтезийной саги не нова и вполне плодотворна. С другой — даже в успешных сериалах каждая из серий все‑таки имеет некое логическое завершение. Тут его нет. Героям не дали войти в Изумрудный город и ощутить вкус победы. Вторую часть обещают представить только через два года… Критики негодуют. Дети, специально прочитавшие книгу перед походом в кино, разочарованы.

Очевидно, что в ходе рекламной кампании зрителей нужно было более последовательно готовить к тому, что эта картина — только начало истории. Тем паче что достоинств у киносказки режиссера Игоря Волошина тоже немало.

Девочка Элли (Екатерина Червова) и ее родители — вполне современная семья. Взрослые с переменным успехом пытаются отвлечь «изобретательную дочь, которая всегда все делает по‑своему», от телефона, без коего жизнь ей не мила. Они ссорятся, и волшебный вихрь, созданный злой волшебницей Гингемой, уносит героиню в сказку. Заговоривший в чудесном мире Тотошка оказывается весьма образованной собакой. Он просит называть его Тотонием и использует в речи сложносочиненные термины: релокация, апгрейд…

Сказочные герои, напротив, изъясняются чуть высокопарно, даже старомодно. Страшила путается в словах, порождая забавные каламбуры. Шутки не всегда отличаются тонкостью и глубиной, зато всегда добродушны.

Те, кто читал книгу, помнят, что в этой истории много приключений, которые можно было бы представить в жанре темного фэнтези. Однако создатели фильма пошли по другому пути. Ничего страшного или отвратительного на экране не происходит. Даже злодейка Бастинда (Светлана Ходченкова) и Людоед (Сергей Епишев) не лишены маленьких человеческих слабостей, а потому чаще вызывают улыбку, чем пугают. Драка героев с саблезубыми тиграми изобилует эффектами и напряженными моментами, но обходится без кровопролития.

А действие происходит на фоне горных и степных пейзажей удивительной красоты — часть съемок прошла в Дагестане. Бастинда живет в готическом замке с огромными цветными витражами и ажурными башнями. Ее изысканные костюмы тоже отсылают к Средневековью, но не историческому, а литературному, знакомому многим по рыцарским романам.

Главные персонажи, при создании которых активно использовались достижения современной техники, выглядят убедительно и мило. На мягкой морде Трусливого льва отражается вся гамма его переживаний, Страшила плачет нарисованными слезами. Тщательно проработаны и образы жителей волшебной страны жевунов и мигунов — обаятельных, трогательных, чуть нелепых.

Как и полагается в доброй сказке, речь всю дорогу идет о вечных ценностях: «забыв о себе ради другого, вы сотворите чудо». И о проблемах, знакомых каждому не понаслышке, — о том, как трудно ждать, прощать, надеяться.

Картина ориентирована в первую очередь на детей. Да, в ней чуть больше дидактики, чем хотелось бы. И все же фильм способен тронуть сердца непредубежденных зрителей. Жаль, что продолжения придется ждать долго.

Возрастное ограничение 6+

Читайте также:

Слова и звуки блокадного города. Участники лаборатории «Прожито/Нарисовано» продолжают работу над проектами

В Арапском зале Зимнего дворца представлена двадцать четвертая по счету выставка цикла «Поднесение к Рождеству»


#фильм #премьера #кинотеатры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7827) от 16.01.2025 под заголовком «Старая добрая сказка».


Комментарии