На Биржу – виртуально. Эрмитаж открыл первую выставку NFT-искусства
Виртуальная экспозиция современного цифрового искусства названа словами Федора Тютчева – «Незримый эфир». Этим проектом музей создал своего «небесного» двойника (celestialhermitage.ru) как часть Большого Эрмитажа с открытыми для публики хранилищами и центрами по всему миру.
Олег СОРОКО. Эскиз входа на виртуальную выставку. / ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
На реальном вернисаже (но с виртуальной ленточкой и такими же виртуальными ножницами) Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, назвал эту выставку исторической по другой причине. «Незримый эфир» – первая в мире музейная выставка произведений NFT-искусства. Они были созданы за последние семь лет 38 художниками или командами из разных стран с помощью технологии блокчейн. В данном случае эта технология используется для защиты права собственности на цифровое произведение и авторских прав художников. NFT-искусство регулируется смарт-контрактами, по которым художник и владельцы виртуальной торговой площадки получают определенный процент от каждой следующей продажи. «Эфиром» называется единица криптовалюты, с помощью которой продается NFT-искусство. Игра слов оказалась очень кстати.
История NFT-искусства началась в 2014 году, когда художник Кевин Маккой и ученый-предприниматель Энил Дэш представили Monegraph – блокчейн-инструмент, позволяющий понять, где хранится оригинальный цифровой файл, и отследить передачу прав на него от владельца к владельцу.
Подробнее про NFT-технологии в искусстве Михаил Пиотровский и Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, рассказывали читателям нашей газеты незадолго до открытия выставки.
Почему Эрмитаж решил ее сделать? На этот вопрос ответили ее кураторы – Анастасия Гарнова и Дмитрий Озерков. Они исходили из нескольких посылов. Первый – социологический. Выросло поколение людей, для которых виртуальная жизнь и присутствие в социальных сетях важнее, чем все остальное. Это порождает новую систему ценностей: сегодняшним молодым людям важнее владеть виртуальным предметом, чем реальным. Кроме того, обслуживать даже небольшую коллекцию реальных произведений искусства – хранить, страховать, реставрировать и т. д. – становится для абсолютного большинства непозволительной роскошью. NFT-искусство занимает ровно столько места, сколько смартфон или компьютер.
Права на произведения продаются и перемещаются из одного виртуального кошелька в другой за несколько кликов.
Второй посыл культурный. «Мы уверены, что сфера цифрового искусства, и в частности NFT, будет развиваться невероятным образом и что за ней большое будущее – безопасное, умное, интересное», – пишут Озерков и Гарнова в каталоге выставки.
Одновременно кураторы задают и много вопросов. Например, как будут сосуществовать аналоговое и цифровое искусство? Сохранятся ли традиционные галереи? Надо ли продвигать художников, которые занимаются NFT? Можно ли довериться стихии рынка, которая выявит лучших, или кураторы останутся важными участниками цифрового художественного процесса?
Выставка является частью проекта «Эрмитаж 20/21». Ему в будущем году исполнится 15 лет, и он изначально предполагал показ искусства, которое еще не стало музейным в традиционном понимании. Кто-то из художников станет звездой, большинство «погаснут», но для музея важно показать сейчас живой процесс.
Если зайти на сайт celestialhermitage.ru, то сначала вы попадете на страницу с каталогом. Озерков назвал три работы, которые дают хорошее представление о NFT-искусстве. «Ежедневная газета» американского художника Сибрена Верстига – изображение человека, читающего газету. Смарт-контракт предусматривает, что сама работа каждый день обращается к редакции одной из газет. В ответ высылается сегодняшний номер, и он загружается на картинку.
«Особенный мир № 4» создал Darkzuu – цифровой художник из Петербурга, он рисует динозавров вместе с альтернативно одаренными детьми, переводит рисунки в NFT-формат, а в смарт-контракте записано, что при каждой перепродаже работы дети получают определенные отчисления.
«Два градуса» созданы группой «Терра0» и представляют собой трехмерное изображение леса. При каждой загрузке зрителем этой работы она обращается в синоптический центр и запрашивает данные о температуре на Земле. Как только среднегодовое потепление на планете превысит два градуса, работа самоуничтожится. Так авторы призывают бороться с глобальным потеплением.
Под каталогом находится «вход на выставку». Надо загрузить свое фото, получить аватар (виртуального двойника) и пойти по залам Биржи Тома де Томона, где размещена выставка. Искусство на блокчейне имеет прямое отношение к криптовалютам и криптобиржам, поэтому кураторы сочли виртуальное пространство исторической Биржи на Стрелке Васильевского острова идеальной площадкой для NFT-искусства. QR-коды для скачивания приложения, которое позволит зайти на выставку через смартфон, размещены на зданиях Биржи и Эрмитажа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7056) от 23.11.2021 под заголовком «На Биржу – виртуально».
Комментарии