На берегу музыкальной надежды. В Петербурге состоялся XVIII Открытый конкурс композиторов им. Андрея Петрова

В этом году конкурс проходил в двух номинациях: «Симфоническая музыка» и «Берег надежды». В последней участвовали композиторы до 25 лет.

На берегу музыкальной надежды. В Петербурге состоялся XVIII Открытый конкурс композиторов им. Андрея Петрова | ФОТО предоставлено организаторами конкурса

ФОТО предоставлено организаторами конкурса

Музыкальные произведения оценивало жюри под председательством азербайджанского композитора Франгиз Ализаде, туда также вошли петербургские создатели музыки Анатолий Королев, Александр Радвилович, Настасья Хрущева, Дмитрий Янов-Яновский из Ташкента (Узбекистан) и дирижеры Федор Леднев, Аркадий Штейнлухт и Николай Шугаев.

Первый вечер в Большом зале Филармонии был посвящен симфонической музыке. Все шесть произведений-финалистов исполнил Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Федора Леднева — блестящего интерпретатора современной музыки.

На конкурс было представлено 145 сочинений, 121 — в номинации симфонической музыки, 24 — в молодежном «Береге надежды».

В финале первого дня оказались очень разные произведения по характеру и композиторским приемам, но в целом они оставили яркое и свежее впечатление. Сочинения звучали анонимно, в программке, очень качественной, были лишь названия, а вот кто есть кто публика узнала лишь на представлении лауреатов. Зрители тоже могли голосовать, и по результатам их голосования был вручен Приз зрительских симпатий, который получила Алиса Духовлинова за «Дворец ночи», четыре картины для симфонического оркестра по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» — произведение с ясной программой, музыкально иллюстративное и запоминающееся. Другой внеконкурсный приз вручал оркестр, выбравший произведение Axes and orbits турецкого композитора Уфук Бичака, посвященное математической модели мира и ее связи с космосом, орбитами планет.

Жаль, что не нашлось отдельного приза белорусскому композитору Татьяне Герасименок за ее Primordial grace — симфонию юрского леса, написанную с юмором и задором. Слушатели будто попали в Парк юрского периода, с тяжело ступающими динозаврами и шелестящими листочками до­исторических растений. По оригинальности оркестровки и использованию внемузыкальных средств выразительности ей не было равных. На месте составителей концертных программ я обязательно включила бы эту современную симфонию в один из дневных концертов для детей и юношества.

Что же касается лауреатов, то выбор автора статьи полностью совпал с мнением жюри. Сочинение «Необратимость» для симфонического оркестра петербургского композитора Артура Вабеля продемонстрировало зрелость формы и композиторского письма, яркую контрастную образность. Автор вполне заслуженно стал лауреатом I премии. Отмеченное II премией Motetto для альта и симфонического оркестра американского композитора Зи Тао стало самым авангардным сочинением конкурса. Слушатели воспринимали его, затаив дыхание, ибо здесь звучало беззвучие, когда смычок солистки Ирины Соповой медленно скользил по струнам, создавая лишь легкое дуновение. Само же произведение, по мысли автора, передавало чувства через звуки, являясь своеобразной песней без слов.

В каждом из представленных сочинений чувствовалась философская подоплека, была она и в Tuba mirum для симфонического оркестра, само название которого отсылало к траурной католической мессе и образам Страшного суда. Его автор российский композитор Артем Лаухин стал обладателем III премии.

Было очень интересно наконец увидеть лица (очень молодые и симпатичные) и узнать имена авторов, сопоставив их со своими впечатлениями. Но между первым отделением и объявлением победителей было еще второе отделение, посвященное музыке Андрея Петрова, чье имя носит конкурс. Были исполнены симфоническая поэма «Радда и Лойко», одно из первых произведений Петрова, и Первая сюита из балета «Сотворение мира» (с Николаем Шугаевым за пультом). «Сотворение мира» — балет, написанный на серию карикатур Жака Эффеля, чрезвычайно популярных у советской интеллигенции 1970‑х. У Эффеля все балансирует, как всегда у французов, на грани, но Андрей Петров привнес в свой балет лирическое начало, особенно явственно звучащее в музыке, посвященной Еве. Одна часть так и называется Ave Eva по аналогии с Ave Maria, но посвящено земной женщине.

Именно этот фрагмент балета прозвучал на сцене Малого зала Филармонии во второй день конкурса, посвященный молодым композиторам (номинация «Берег надежды»), в исполнении Камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта. Также во второй день были исполнены задорные пьесы Петрова «В оркестре новый скрипач» с солистом Алексеем Тищенко и «Я шагаю по Бродвею» (соло на контрабасе Петр Гогитидзе). Но помимо музыки Петрова состоялась и российская премьера очень интересного произведения Metamorphosis Франгиз Ализаде в версии для струнного оркестра (оригинально это сочинение было написано для ансамбля виолончелей Берлинской филармонии).

Но, конечно же, первое отделение было отдано конкурсным сочинениям молодых композиторов. Сочинений было всего пять, и в целом они оставили менее яркое впечатление, чем симфоническая номинация. Практически все они казались несколько безрадостными, менее изобретательными, более традиционными и даже порой вторичными. Создавалось впечатление, что сочинения эти написаны не молодыми, а компанией претенциозных старичков. Пожалуй, лишь «Надежда» китайского композитора Дуань Юйцянь несколько выделялась, она и получила первую премию. Другая симпатичная девушка Рената Корнилова из Казани оказалась автором фантазии для струнного оркестра «Битва при Монжизаре 25 ноября 1177 г.», повествующей о шестнадцатилетнем короле, одержавшем победу, но узнавшем о своей смертельной болезни. Безусловно, самая оригинальная тема для прог­раммного сочинения, но не перевешивает ли в данном случае программное саму музыку? Подобные мысли приходили в голову при прослушивании абсолютно всех сочинений «Берега надежды». На третьем месте оказалась тоже фантазия Silva Nebularum («Лес туманов») Матвея Чигаева, посвященная туманностям подсознания и одиночеству. Приз зрительских симпатий достался «Четырем балетным тезисам» Глеба Лукомца, а Приз от оркестра — Incognito suite Зохраба Панахова.

Конкурс оставил хорошее впечатление, не в последнюю очередь благодаря блестящему исполнению новых сочинений оркестрами и дирижерами. А следующий симфонический конкурс состоится только в 2026‑м, потому что, по традиции, состязания создателей академической музыки чередуются с конкурсом мастеров эстрадной песни — другой составляющей творческого лика Андрея Петрова.

Читайте также:

Петербургская филармония открывает сезон 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, чьё имя она носит

Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» начал новый сезон


#музыкальный конкурс #композитор #оркестр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7758) от 27.09.2024 под заголовком «На берегу музыкальной надежды».


Комментарии