На «1-м канале» состоялась премьера телесериала «Арт и факт. По ту сторону холста»

Его герои — русские художники второй половины XIX века. Пока снято четыре новеллы: об Иване Шишкине, Василии Перове, Михаиле Врубеле и Викторе Борисове-Мусатове.

На «1-м канале» состоялась премьера телесериала «Арт и факт. По ту сторону холста» | ФОТО кадр из телесериала «Арт и факт. По ту сторону холста»

ФОТО кадр из телесериала «Арт и факт. По ту сторону холста»

Фильмы о художниках, а их немало, можно условно разделить на две категории. Одни — масштабные байопики, «биографические картины», в которых прослеживается обычно весь путь творца от колыбели до могилы. Выбираются для этого, как правило, художники с биографией бурной, ставшие легендами еще при жизни. Классический пример — блокбастер Джулии Теймор «Фрида» о знаменитой мексиканской художнице Фриде Кало, чья жизнь — готовая «мыльная опера», полная страстей. Тут тебе и яркая, экзотическая красота, и рвущая сердце в клочья любовь, и авария, искалечившая тело, но не сломившая дух.

Среди любимых героев кинематографистов — Сальвадор Дали, о котором только что вышел фильм Мэри Хэррис «Дали-Ленд» (в российском прокате «Быть Сальвадором Дали») с Беном Кингсли и Барбарой Зуковой, итальянский живописец эпохи Ренессанса Караваджо, чью полную скандалов и авантюр биографию «Тень Караваджо», снятую Микеле Плачидо, мы тоже могли недавно видеть на экране. А есть еще снятая в 1986‑м драма Дерека Джармена «Караваджо» с Шоном Бином в главной роли.

Вторая категория — фильмы документальные, образовательные — хорошо знакома всем, кто серьезно интересуется изобразительным искусством. Их много. Есть, например, большой цикл о русских и советских художниках, подготовленный каналом «Культура», есть «Век Русского музея», где рассказы иллюстрируются шедеврами из музейной коллекции… Из них как раз можно почерпнуть полную информацию о творчестве художника на фоне эпохи.

Сериал «Арт и факт», снятый режиссером-клипмейкером Олегом Гусевым на студии «Ленфильм», решен иначе. Это художественный продукт, но, как говорится, основанный на реальных событиях. При написании сценария Инга Ильм использовала архивные материалы — дневники, письма, воспоминания современников и самих художников. Зрителя не мучают ни подробно рассказанной биографией, ни лекциями об особенностях стиля эпохи и манеры художника. Информации о творчестве, его муках и радостях много, но подана она в игровой форме, динамично, без искусствоведческого занудства и потому легко усваивается. В основе каждой серии — история создания одной картины, знаковой для творчества художника и для русского искусства в целом. Это «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Тройка» Василия Перова, «Демон поверженный» Михаила Врубеля и «Призраки» Виктора Борисова-Мусатова. Сняты они в разных жанрах.

Так, история о том, как Шишкин работал над своей самой знаменитой, растиражированной даже на конфетных фантиках картиной «Утро в сосновом лесу», — комедия. Сюжет строится вокруг любимых всеми мишек — медведицы с медвежатами, которых написал вовсе не Шишкин, а его приятель Константин Савицкий.

А новеллы о Врубеле и Борисове-Мусатове по жанру, скорее, мистические драмы. В случае Врубеля мистика более зловеща, а история с «Призраком» Борисова-Мусатова решена в духе романтизма, разыгрывается в старинной усадьбе с парком, окутанном туманом.

Рассказ же о Перове и его «Тройке», одной из главных картин «святых шестидесятых», стилизован под критический реализм, в котором работали передвижники. Для них было важно привлечь внимание к бедам «униженных и оскорбленных» и обличить пороки общества. История мальчика, который в мороз и гололед возит на салазках воду, прямо душераздирающая.

Тщательно, бережно в сериале воссозданы интерьеры, костюмы. Для съемок по большей части использовались подлинные интерьеры. Так, новеллу о Шишкине снимали в Музее-квартире Архипа Куинджи на Васильевском.

Реквизит приходилось таскать на пятый этаж без лифта. Но выбора не было: в Музее-квартире Исаака Бродского, который тоже подходил на роль мастерской Шишкина, шел ремонт.

Дом коллекционера Павла Третьякова воссоздавали в Доме ученых.

Новеллу о Врубеле и его «Демоне поверженном» снимали в музее-усадьбе Репина «Пенаты», а также в роскошных интерьерах Дома архитектора.

Благодаря работе художника-постановщика Елены Жуковой зритель сериала словно погружается в эпоху, дышит ее воздухом. Все, что касается художественной стороны фильма, сделано точно и деликатно, нет ощущения «клюквы», которое, увы, часто возникает при просмотре исторических фильмов. Для сериала были даже сделаны копии всех четырех картин, о которых идет речь.

В проекте заняты петербургские театральные актеры — Владимир Кошевой (Врубель), Артур Ваха (Шишкин), Владислав Комаров (Борисов-Мусатов), Дмитрий Могучев (Перов)…

Как говорят авторы проекта, эти четыре новеллы — пробный шар. В планах творческой команды — создание историй о Репине, Айвазовском, Брюллове, Кипренском…


#телевидение #художники #сериал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7442) от 23.06.2023 под заголовком «Демоны, призраки и мишки».


Комментарии