Главная городская газета

Мягкая сила доверия

  • 21.12.2016
  • Михаил Пиотровский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью
Мягкая сила доверия |

Суд Амстердама принял решение вернуть Украине коллекции крымских музеев, вывезенные на выставку в Нидерланды. Не буду вдаваться в юридические тонкости. Предстоит апелляция.

То, что произошло, связано с культурой недоверия, о которой я уже много раз говорил. Недоверие начинается с того, как эта история освещается в прессе и с телеэкрана. Бесконечно звучит: золото, золото, золото... О золоте речи нет. Золото приезжало на выставку из Киева, туда и вернулось. Телевидение иллюстрирует сюжет показом скифского золота в эрмитажных кладовых. Это неверно и имеет странный подтекст: у нас скифские вещи хранить можно, а в Киеве нет? В Эрмитаж они поступили до революции.

Что теряет Керчь? Хороший пример Змееногая богиня - главный символ Керчи и всего Крыма. Есть знаменитая легенда о том, как Геракл пришел в Крым, его пленила Змееногая богиня, не отпускала, пока не родились дети. Отсюда, по легенде, пошли скифские цари. Скульптуру из известняка нашли в Пантикапее - столице Боспорского царства. Это музейная вещь, Крыму она необходима.

Речь идет о правах музеев на коллекции. В советское время Музейным фондом полностью командовало государство. Сейчас закон предусматривает ограничения: музейные коллекции нельзя делить. Музеи обладают особыми правами в отношении государственной собственности.

Я много раз говорил, что в острых политических ситуациях важны мосты, которые создает культура. Музейщики хвалились, что эти мосты действуют, выставки ездят по миру. Люди понимали: есть вещи, которые важнее юридической казуистики.

В рамках военных, политических, любых осложнений существует система доверия между музеями, российскими и мировыми. Это особая категория отношений. Когда речь идет о «трофейном» искусстве, у нас с немецкими коллегами есть общая позиция. Мы находим способы действовать вместе, доверяя друг другу. Наш рецепт - показ трофейного искусства.

То, что происходит сейчас, доверие подрывает. Музеи Нидерландов и Крыма заключили между собой соглашение о выставке, вещи было обещано вернуть. Власти мешают это сделать, репутация нидерландского музея испорчена.

В Европе доверие между музеями подкреплено обязательными государственными гарантиями. Выставкам из России гарантировано возвращение в случае любых судебных исков. Даже Великобритания создала необходимую систему гарантий.

Голландия была страной особого доверия. Теперь этого нет. Не стану влезать в судебные тонкости, думаю, имело смысл ситуацию «заморозить», не торопиться с принятием решения.

В западной и нашей прессе эта история представляется как скандал. Но все гораздо сложнее. Ущемляются права культуры, права музеев на коллекции. В данном случае имеются в виду не подаренные или купленные коллекции, а вещи, вырытые из земли, на которой стоят музеи. Эти вещи - основа самоидентификации людей, которые живут в Крыму. Музеи в первую очередь существуют для местного населения, а только потом для туристов.

Мы готовим заявление Союза музеев России о том, что теряются доверительные отношения между музеями, на которые до сих пор политика не влияла. Мы работали сообща, нам не мешали. Удар наносят по доверию. Нам не будут доверять власти, за которыми окончательное решение о межмузейных выставках.

Результаты нашей работы очевидны. Только что сенат США принял билль - исправление к закону об иммунитете. Он дает возможность выставкам из российских музейных коллекций получить государственные гарантии неприкосновенности. Много лет мы не обменивались выставками с Америкой. Ассоциация музейных директоров США работала с юристами, убеждала конгрессменов, вела переговоры с деятелями культуры, чтобы учесть все нюансы. Текст мы получили, будем изучать.

Политиков наши проблемы мало волнуют. Пример - Пальмира. Мы говорили, что ее освобождение - доказательство приоритета культуры. Права культуры были поставлены во главу военных решений. Сейчас не так.

В последнее время интересы культуры подвергаются нападкам. Люди, не видевшие выставку, спектакль, фильм, начинают скандалить, писать под копирку доносы в прокуратуру, жалобы в Министерство культуры.

Если выставку делает музей, к ней должно быть доверие. Если Европейский университет готовит хороших специалистов, к нему должно быть доверие. В стране идет правильная кампания против липовых университетов. Под нее попал и Европейский университет, одно из лучших учебных заведений нашей страны. Но слово «европейский» вызывает недоверие, как и слово «интеллигентный».

Не в первый раз повторю: мы живем в атмосфере недоверия. Сами никому не верим, нас проверяют, мы не верим в чистоту проверяющих, они в нашу честность. Понятно, и в мире сегодня доверия нет ни к кому.

Наше дело - сохранить поле доверия, которое существует у интеллигентных людей. Недоверие - признак недостатка знаний и отсутствия желания понимать сложность мира. Приходится восстанавливать доверие.

Когда в 2002 году в Эрмитаж приходили Буш и Путин, мы выставляли картину Тициана «Венера перед зеркалом» из галереи Вашингтона. Из Америки нам прислали картину, которая принадлежала России и была продана в 1930-е годы. Такой знак доверия между странами важнее, чем переговоры по ракетам.

В Париже недавно открылась выставка из российских музеев, посвященная Сергею Щукину. В прессе пишут: впервые показаны в Париже картины из одной коллекции, необыкновенная выставка... Ничего подобного - картины не раз соединялись, бывали в Париже, показать можно было и иначе... Выставка рассказывает о собирателе, его вкусах и о том, как русский человек определял художественную жизнь России и Франции. Она состоялась в очень острый момент, острее не бывает. Президенты России и Франции отменили запланированную встречу. Они должны были встретиться на этой выставке. Мы проявили благородство, не стали скандалить, выставку не отменили. На ее открытии присутствовали люди, которые определяют общественное и политическое мнение Франции. Они говорили о мягкой силе доверия: русские доверили нам выставку, несмотря на сложившуюся ситуацию, только они могли сделать такой жест.

Доверие - мягкая сила. Она делает людей добрее и позволяет им свои позиции отстаивать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook