Главная городская газета

«Мы работаем по старинке»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
«Мы работаем по старинке» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В Петербурге прошли гастроли московского Малого театра, именуемого часто «домом Островского». А еще – «музейным театром».

Его художественный руководитель народный артист СССР Юрий Соломин, которому 18 июня исполнится 81 год, встретился с журналистами в Царском фойе Александринки и рассказал о реставрации Малого театра, сохранении традиций и о том, почему здесь предпочитают работать «по старинке».

Реставрация близится к завершению Театр уже три года кочует по России, старинное здание реконструируется.

Реставрация близится к завершению

Театр уже три года кочует по России, старинное здание реконструируется.

– Нам требовалась именно реставрация, а не обычный ремонт, – рассказал Юрий Мефодьевич. – Самое главное – укрепить фундамент. В 1991 году одна немецкая фирма уже укрепляла фундамент, чтобы спасти здание, которое пошло трещинами. Немцы дали гарантию на двадцать лет. Время пролетело. Мы обратились в вышестоящие организации, и вопрос решился на удивление быстро. Нам выделили немалые деньги. Их хватило даже на строительство цехов, которые уже сдали. Реставрация близится к завершению, скоро, надеюсь, в октябре, мы вновь обретем свой дом. А пока ездим по стране.

Мы привыкли ходить ногами

Юрий Соломин руководит Малым театром почти 30 лет.

– Когда не стало Михаила Царева, заговорили о выборах нового руководителя. 1988 год, я был помоложе (смеется). Тогда еще все наши старики были живы. Собрались все, от уборщицы до народных артистов, и стали решать, как жить дальше. Поговорили, потом проголосовали. И большинство голосов было за меня. Играю сейчас нечасто. Очень много времени отнимают всякие административные вопросы.

Творческая направленность? Сохраняем традиции. Это самое главное. Как в каждой профессии. Все новое, быть может, хорошо, но это не значит, что надо забывать старое. Это основа для нового. Можно, конечно, заставить артистов ходить на руках. Но все же люди привыкли ходить ногами. Такая у меня позиция. Я все-таки учился у Веры Николаевны Пашенной. И она не предлагала нам ходить на руках. Когда мне говорят: «Вы закоснели в своих традициях, пригласите новых режиссеров», – я отвечаю: «Мы привыкли ходить ногами». Хотя новое пробуем. У нас ставили многие режиссеры.

У нас своя школа – училище им. Щепкина. Мне кажется, мы делаем то, к чему призывали Щепкин, Мочалов. Мы работаем по старинке. Вера Николаевна Пашенная часто говорила студентам: «Когда уходите со сцены, оставьте кусочек своего сердца». Я это помню и сейчас цитирую ее своим студентам. Вот вам и вся школа. И ничего придумывать не надо.

Свои люди – сочтемся

Так называемая актуализация, или осовременивание классики в театрах, – больной вопрос, который вызывает много споров, а порой и скандалов. В Малом театре – множество спектаклей по классическим пьесам. И здесь классику не переписывают, напротив, стараются воссоздать эпоху, ее стиль. Как считает Юрий Соломин, классика тем и хороша, что всегда современна.

– Есть спектакли, которые держатся в репертуаре много лет, а зритель все равно ходит. Вот мы привозили не раз к вам на гастроли «Филумену Мартурано», где я играю с Ириной Муравьевой. Билеты раскупаются. Зрителям интересно посмотреть на Ирочку. А, может, и на меня: «Как он там, еще не шатается?» (смеется). Или есть вот спектакль по Островскому «Свои люди – сочтемся». Больше двадцати лет идет. А зритель ходит. И я понял почему: он сегодня очень современен. Проценты, закладные, долговая яма... Мы этого двадцать лет назад не понимали. Представьте себе, даже экономиста приглашали, который артистам лекцию читал и все объяснял. Старики сидели, слушали, а потом говорят: «Мы все равно ничего не поняли». И мы эти места из текста пьесы вымарывали. А сегодня вернули. Зрители слушают и аплодируют. Всем все понятно.

Оставьте мальчика в покое!

Юрий Соломин работает в Малом театре больше 60 лет. Начинал с проходных ролей.

– Я пришел в театр в 1953 году, когда еще учился в Щепкинском училище. Со второго курса у нас уже была практика. И так до сих пор – студенты приходят к нам на практику.

Я начал с того, что в спектакле «Ярмарка тщеславия» играл слугу – вывозил на сцену сидящую в коляске Александру Александровну Яблочкину. Дублершей ее была Елена Гоголева. И вот я вывозил этих великих актрис.

А потом Игорь Ильинский предложил молодому артисту сыграть Хлестакова в «Ревизоре». Это было счастье – играть рядом с такими артистами, как Бабочкин, Владиславский, Хохряков. Однако случилось так, что артист чуть было не отказался от роли.

– Почти каждый из моих знаменитых партнеров в этом спектакле когда-то в молодости играл Хлестакова, – вспомнил Юрий Мефодьевич. – И каждый после репетиций подходил ко мне и говорил: «Ты молодец. Но вот Михаил Чехов в этом месте играл так, а не этак». Все это по-доброму, с желанием помочь. Был еще у нас замечательный костюмер, который одевал всех великих. Когда меня поставили на эту роль, он пришел ко мне и сказал: «Я вас буду одевать». В прогонах он стоял за кулисами и смотрел. Однажды подходит ко мне и говорит: «А вот Михаил Чехов в этом месте...». И тут я не выдержал и стал просить снять меня с этой роли. Ну не могу я играть, как Михаил Чехов! И тогда Еремеева, жена Ильинского, которая играла Анну Андреевну, сказала: «Оставьте мальчика в покое!» И оставили (смеется).

Литература – наш хлеб

Юрий Соломин много лет преподает. У него своя точка зрения на образование и воспитание.

– Я против того, чтобы образование было платным. Я убежден, что надо упразднить нововведения вроде ЕГЭ, болонской системы. Какая болонская система? О чем вы говорите? У нас всегда была другая система образования. И к нам приезжали учиться. А теперь мы перенимаем то, что нам чуждо, чуждо нашей великой культуре. Я вижу по своим студентам, как им не хватает мозгов. Потому что они не читают. Не знают классику, писателей. Вот вам пример. Заходит в аудиторию, где заседает приемная комиссия, девушка. Симпатичная, хорошие внешние данные. Говорит, что будет читать из Чехова, монолог Нины. И даже не может ответить на вопрос, из какой это пьесы! То есть она чеховские пьесы не читала, спектаклей по ним не видела. А текст нашла в Интернете. Но литература – это наш хлеб, актерский. Без литературы, музыки, истории искусства не может получиться профессиональный артист.

Мне не нравится то,
что делают сейчас в кино

Телефильм «Адъютант его превосходительства», где Юрий Соломин сыграл разведчика Павла Кольцова, в 2019 году отметит 50-летие. Телесериал «ТАСС уполномочен заявить» с его участием и сегодня часто показывают. Фильм Акиро Куросавы «Дерсу Узала», где Соломин сыграл Арсеньева, знают во всем мире.

Сегодня народный артист в кино не снимается. После «Московской саги» мы не видели его на экране. Почему?

– Дело не в том, что мне не предлагают больших ролей. У меня уже нет времени сниматься в таких ролях. Мне не нравится то, что делают сейчас в кино. И я не молчу, критикую. Мои слова доходят до режиссеров и продюсеров. Я смотрю фильмы, потому что вынужден – нужно ведь следить за тем, что происходит в нашей профессии. Да, есть хорошие актеры в сериалах. Но – меняются режиссеры. Четыре серии снимает один, потом другой, третий. А ведь должна существовать единая концепция, режиссерский стиль...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook