Мы привыкаем к несовпаденью

Импульсивный и взбалмошный Никита (Данила Козловский) – стендапщик, то есть эстрадный комик-солист. И даже пользуется успехом. Сдержанная и недоверчивая Афина (Елизавета Боярская) поет в рекламе кошачьего корма «Мяу-мяу-мяу», но очень хочет стать настоящей певицей. Молодые люди встречаются. На экране комедия «Статус: свободен».

Мы привыкаем к несовпаденью | Мы смотрим это кино, зная, что пролетели мимо той жизни. Точно так же, как с самого начала знаем, что главным героям суждено расстаться.

Мы смотрим это кино, зная, что пролетели мимо той жизни. Точно так же, как с самого начала знаем, что главным героям суждено расстаться.

Кажется, что герои вполне стоят друг друга. Но внезапно все рушится: Афина предпочла Никите сорокалетнего стоматолога Алексея (Владимир Селезнев). Никита, само собой, не может такое стерпеть – еще и потому, что с детства ненавидит стоматологов. Он вступает в нешуточную борьбу за сердце своей богини. То есть начинает усиленно напиваться, задирать стоматолога и петь песни у подъезда Афины. Но с самого начала нам объясняют: вместе им уже не быть. Это история о том, как все закончилось.

Режиссер Павел Руминов, похоже, решил сосредоточиться на пересадке типично иностранного продукта на русскую почву. У него в списке достижений уже значится первый российский японский хоррор «Мертвые дочери». Теперь вот рука замахнулась на первую российскую хипстерскую романтическую комедию.

Руминов, правда, признавался, что сценарий фильма взят «из жизни» – написан по мотивам его собственной истории разрыва с возлюбленной. Но все это отговорки. Любители кино знают, что в 2009-м вышли «500 дней лета» Марка Уэбба с Джозефом Гордоном-Левиттом и Зоуи Дешанель. Точно такая же романтическая комедия, строящаяся на как бы неожиданной предпосылке: не история встречи, а история расставания двоих. Предпосылка неожиданная – конечно, если не вспоминать аж сорокалетней давности фильм «Энни Холл» Вуди Аллена, в котором, о чудо, точно так же эстрадный комик расстается с певицей...

Может быть, режиссер проявил невинное лукавство, а может, вполне искренне предполагал, что зрители оценят эти аллюзии. Небольших цитат, реминисценций на мировую классику в фильме тоже масса: то в кадр действительно влезает почти настоящий Вуди Аллен, то герои всерьез обсуждают фильм «Челюсти», то вдруг Козловский начинает пародировать Де Ниро... В первый момент это выглядит обаятельным подмигиванием. Но когда шутка затягивается на минуту-другую (а так здесь почти со всеми гэгами) – она начинает смущать. Когда она повторяется дважды – сами понимаете. Вот Де Ниро особенно не повезло...

Невротическая прелесть «Энни Холл» или нежный дендизм «500 дней лета» подкупали проникающей в юмор меланхолией: их герои достаточно инфантильны, чтобы отрицать очевидное, и одновременно достаточно умны, чтобы понимать всю неизбежность расставания. Руминов, транспонируя эти вещи на наш лад, получил что-то шумное, разудалое и неуклюжегрубое. Подразумевается, что весь фильм герой Козловского ведет себя «как не надо», но кажется, что на самом-то деле авторам нравится заставлять его резвиться в стиле Стеньки Разина.

Так что предполагаемая элегическая душа фильма спрятана где-то глубоко под кавээновской оболочкой. Без пяти минут расистские, женоненавистнические, гомофобные шуточки, которых тут полно, вроде бы должны производить впечатление честного, обаятельного цинизма, но только этот цинизм, честно сказать, уже надоел. И на хороший стендап не тянет.

Однако иногда вдруг что-то такое приоткроется, прорвется – и Козловский делается обаятельным, каким он умеет быть. И даже Лиза Боярская перестает дышать с экрана своим вечным холодом. И флешбеки из детства героев не раздражают. Даже педагогический месседж доходит по назначению: и впрямь никогда, кажется, не говорили в нашем новом кино о расставании, о том, что нас этому никто не учит, наконец, о свободе оставаться и уходить... И это с фильмом немножко примиряет. Вот только затянутый сладкий финал, похожий на рекламу, никуда приткнуть невозможно, это уж простите.

А самый большой плюс (или минус?) фильма в том, что он немного запоздал. Незаметно сменилась эпоха, хипстерские модники с их наивными убеждениями, внутренней жизнью, малыми делами, большими квартирами, манерой одеваться и инди-группами вдруг ушли в такое же ретро, как, скажем, панки 1980-х. Это о какой-то другой жизни, несостоявшейся. Мы смотрим это кино, зная, что пролетели мимо той жизни – точно так же, как с самого начала знаем, что Никита пролетел мимо Афины. И это грустное знание даже может, пожалуй, добавить фильму ностальгического очарования.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5633) от 01.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...