Мы берем в руки инструменты и играем. Никакой философии

Анна КОВАЛЬСКАЯ и Антон БИРУЛЯ выступают дуэтом два года, вышел их первый совместный диск. На недавнем концерте в Малом зале Филармонии был аншлаг — в Петербурге, оказывается, живет множество поклонников барочной лютни, барочной гитары и теорбы. Для тех, кто пока не входит в их число, подскажу: барочная гитара — это бабушка гитары классической а странное название «теорба» принадлежит струнному инструменту с непропорционально длинным грифом и волшебным звуком. Антон и Анна больше всего времени проводят в голландском городе Гаага. Там находится Королевская консерватория, куда Анна поступила в прошлом году, а Антон ее уже закончил. Старинной музыкой Антон занимается 10 лет, а Анна — года три. С музыкантами встретилась журналист Мария КАМЕНЕЦКАЯ.

Мы берем в руки инструменты и играем. Никакой философии  |

— Странно будет, если я не спрошу, почему вы выбрали такие необычные инструменты.

Антон: Из-за музыки. Лютня была самым популярным инструментом в XVI — XVIII веках, и существует огромный пласт прекрасной музыки, которую на других инструментах исполнять невозможно. Ведь то, что написано в ту или иную эпоху, играть нужно на инструментах той поры. Это касается всех времен и всех стран. Например, в Голландии немало людей, которые очень любят Россию, русскую культуру, и они играют на балалайках русские песни.

— Эпоха барокко вам близка?

Антон: Конечно, мы изучаем эпоху и то, как жили люди, но давайте не будем говорить о каких-то философских глубинах. Мы просто берем в руки инструменты и играем. Никакого маскарада, исторических костюмов, париков. На Западе некоторые музыканты, исполняющие старинную музыку, одеваются в соответствующие наряды и во время концерта устраивают театрализованные представления. Они очень любят рассуждать о глубине, о притягательности эпохи... Нет чтобы сесть и часиков пять подряд позаниматься.

— Трудно поступить в Королевскую консерваторию в Гааге?

Антон: Да нет, надо просто очень хотеть. Вот Аня очень хотела и в прошлом году получила стипендию на обучение, потому что она хорошо играет и блестяще сдала экзамен. На Западе все гораздо проще, если ты что-то собой представляешь. Ты приходишь, честно сдаешь экзамен и получаешь место. Вот и все.

Анна: Вступительный экзамен в консерваторию можно было сдавать по кассете или приехать. Я приехала, они решили, что я им подхожу. Поскольку денег на учебу не было, мы писали разные письма, и в итоге благодаря Нидерландской организации по международному сотрудничеству в области высшего образования мне дали стипендию.

— Я слышала, как зрители на вашем концерте с умилением говорили друг другу: «Посмотрите, как они трогательно общаются, переглядываются, шепчут что-то друг другу!». Вы так друг друга поддерживаете?

Анна: Не знаю, мы же не репетируем, как на концерте будем общаться. Само собой получается.

Антон: На это обращают внимание, потому что раньше такое поведение было не принято. Даже настроить инструмент на сцене было проблемой. Музыкант уходил за кулисы, там настраивался, потом возвращался. При этом в напряжении находились и он, и зрители. Хотя старинная музыка очень демократична, она сродни джазу и рок-музыке. В ней много импровизаций, а возрождение лютни и бум рок-музыки пришлись на одно время — на шестидесятые годы. Это все очень близко. Недаром многие лучшие лютнисты играли на акустической электрогитаре.

— Можно сказать, что сейчас растет интерес к старинной музыке?

Антон: Смотря где. В России появились фестивали старинной музыки, есть несколько хороших коллективов, а многие известные исполнители стали приезжать сюда с выступлениями. Сейчас на наших концертах, как правило, полные залы. Впрочем, когда я в 1995 году играл свои первые концерты, зрителей тоже было много. Не могу понять, почему. Например, в Европе лютня и инструменты эпохи барокко пользовались популярностью лет десять назад (сейчас это уже идет на спад). Но и тогда даже самым великим людям, которые играют на лютне, удавалось собрать сто — сто пятьдесят зрителей, вряд ли больше. Наверное, в России такой интерес оттого, что в советские времена вокруг старинной музыки витала аура запрета. Все лютневые энтузиасты по кухням сидели — пойти было некуда. Кстати, сейчас мы готовим программу произведений Баха и в ближайшее время собираемся сыграть пробный концерт дома — для друзей, знакомых музыкантов. Двести лет назад такие домашние выступления были в моде.

— Мне казалось, что «квартирники» — привилегия рок-музыкантов. А на гастрольной деятельности сказывается популярность или непопулярность инструментов?

Антон: Мы нигде постоянно не живем, поэтому сложно сказать, где мы гастролируем. Но ездим довольно часто — в Польшу, Германию, Болгарию. В Петербурге мы не очень частые гости, выступаем примерно раз в год.

— Вас везде хорошо принимают?

Анна: Аплодируют хорошо везде. Правда, аплодисменты — это довольно опасная вещь. Приятно, конечно, но мы-то всегда гораздо строже к себе, чем зрители, близкие или друзья.

Антон: Вот если бы на фестивале старинной музыки в Бостоне или в Утрехте все мэтры лютневого искусства нам так аплодировали — это была бы оценка!

— Я замечала, что в быту актеры, рассказывая о каком-нибудь событии, непроизвольно разыгрывают сценки, литераторы вспоминают книги и литературных персонажей... Бывает так, что повседневные ситуации вы соотносите с музыкой и ее авторами?

Анна: Да, особенно в комичных ситуациях. Знаете, в эпоху Гайдна и Моцарта были тысячи смешных композиторов, которые писали очень комичную музыку.

Антон: На поздних этапах лютни, когда она уже вымирала, эти композиторы, к сожалению, слишком много творили для этого инструмента. Такой музыки — километры, и она глупа до безумия.

— Что значит «глупая музыка»?

Антон: Однажды мы с другом нашли на даче журнал «Юность» за тот год и за тот месяц, когда Бродского выкинули из страны. Конечно, открыли раздел «Поэзия», где было напечатано какое-то странное стихотворение. В таком контексте оно показалось удивительно глупым. В одном пространстве встретились несоизмеримые величины. Точно так же иногда обстояли дела и в старинной музыке.

Анна: Иногда приходится такие вещи играть, потому что за исполнение «глупой» музыки и сейчас хорошо платят.

— Почему?

Антон: Тогда-то в таком-то дворце такой-то страны была написана, например, соната. Находят старинный манускрипт, и музыка исполняется впервые. Под это можно найти деньги и организовать концерт. В XVIII веке жил великолепный композитор Березовский, который помимо совершенно гениальных концертов для хора писал довольно странные сонаты для скрипки и клавесина. Может быть, учил кого-то во дворце... Но ведь сонату нашли! И на одном из фестивалей мы с Виктором Соболенко «впервые исполняли русскую барочную музыку». Причем на виоле да гамба и теорбе — инструментах, которые вряд ли имел в виду Березовский. Администрации это было важно, и это было чуть ли не условием. Конечно, хочется когда-нибудь зарабатывать достаточно, для того чтобы исполнять только ту музыку, какую нам самим хочется.

— Вы когда-нибудь хотели бросить музыку?

Анна: Нет, даже в голову не приходило.

Антон: Никогда. Однажды я хотел поменять инструмент, потому что не получалось так, как хотелось.

— И как справились?

Антон: Многочасовыми занятиями, упорным трудом. Другого пути нет.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (2899) от 14.02.2003 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.