Музыканты с крепкими нервами,
Семеро выпускников Санкт-Петербургской консерватории создали ансамбль ударных инструментов MarimbaMix, чтобы показать публике, что на ударных можно исполнять все что угодно. Недавно они собрали аншлаг на своем втором концерте в Большом зале Филармонии. В беседе с нашим корреспондентом участник ансамбля Тимур ФЕДОРОВ рассказал, как им удается разрушить стереотипы.

- Существует стереотип, что ударные - инструменты второстепенные, на них можно только выполнять ритмическую функцию.
- Мы исполняли во время обучения виртуозный классический репертуар на мелодических ударных инструментах. И поняли, что ударные могут воспроизвести огромное количество тембров и звуков, начиная от самых нежных и проникновенных мелодий до самых громких шумовых эффектов.
Некоторое время мы экспериментировали с различными составами инструментов, с репертуаром. Точкой отсчета ансамбля в нынешнем составе можно считать 2011 год. Тогда мы записали и выложили на YouTube два клипа - «Зима» из цикла «Времена года» Вивальди и джазовую композицию Hit The Road Jack, известную в исполнении Рэя Чарлза. И с тех пор мы работаем вместе.
- Что любителям музыки надо знать об ударных, чтобы проникнуться симпатией к шумам и ритмам?
- Нет практически ни одного оркестра или ансамбля, в котором ударные не играли бы важную роль. Это один из первых инструментов, изобретенных человеком. Как только человек стукнул камнем о камень, появились ударные. Это сердце и ритм оркестра и ансамбля.
Но так, чтобы в ансамбле были только ударные, - редкое явление. В Москве существует ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, но он больше ориентирован на сложную для восприятия массового зрителя современную музыку. Мы при возможности тоже стараемся не пренебрегать исполнением новой современной музыки, однако основная наша цель - с помощью своего репертуара найти путь к сердцу массового зрителя, ознакомить его со всеми возможностями ударных инструментов, изменить распространенное представление о них, как о чем то второстепенном.
- А сколько примерно видов ударных инструментов существует?
— Существует более двухсот наименований ударных инструментов. Если вкратце, ударные можно разделить на шумовые и мелодические.
Первая группа всем известна: различные барабаны, тарелки, треугольники, гонги. В основном это инструменты без определенной высоты звука.
А вот мелодические ударные обладают звуковысотностью, и на них исполняется музыка, которая играется и на струнных, и на фортепиано, и на любом другом мелодическом инструменте. Они имеют разный тембр звука в зависимости от материала пластин.
Ксилофон - от латинского слова «ксило», то есть дерево, пластинки ксилофона изготовлены из дерева, а вибрафона и колокольчиков - из металла. Маримба - разновидность ксилофона, но с большими пластинами и более низким и глубоким звучанием, на ней играют четырьмя палочками. На басовой маримбе возможно играть также вдвоем. Маримба это основа звучания ансамбля, что и выражено в названии коллектива.
Таким образом, мелодические ударные инструменты отличаются друг от друга материалом, размером и иногда формой. Например, трубчатые колокола, которые мы также используем в ансамбле, это набор трубок разной длинны, закрепленных на металлической раме.
Мы действительно используем очень много инструментов. Не так давно играли польку Feuerfest Штрауса, где сольная партия исполняется молотками на железной наковальне. Во времена Штрауса эта полька была создана для «рекламы» огнеупорных сейфов. В принципе все что угодно можно использовать в качестве ударных: у нас есть инструмент в виде челюсти, инструмент, который называется «львиный рев», бразильская куика... Эти звуки не сразу распознаешь.
- Как к вам попадают инструменты?
- Иногда сами привозим из поездок, часто интересные инструменты покупают и привозят друзья. У нас собрана коллекция ударных из Японии, Китая, Бали, Тайваня, из других стран. Самые экзотические инструменты, конечно, у народов Африки и Латинской Америки. Вообще в любой народной культуре есть ударные инструменты. Потому что испокон веков ритм - основа любой музыки.
- На каких инструментах народов нашей страны вы играете?
- Практически на всех. А вообще в российских деревнях часто ударными инструментами служат ложки. Мы недавно исполняли «Праздничную музыку для ложек и балалайки с оркестром» Сергея Слонимского. Кстати, ксилофон ведь тоже русский народный инструмент.
- Неужели музыку Чайковского можно сыграть, допустим, на конго?
- Классический репертуар мы играем в основном на мелодических инструментах, добавляя шумовые, но скорее как фон, для эффекта. Как дополнительные звуки это очень интересно. Вы упомянули Чайковского. В своей Шестой симфонии композитор использовал пришедший к нам с Востока ударный инструмент там-там. На нем исполняется всего один удар за всю симфонию, но он несет важную смысловую нагрузку, символизируя последний вздох человека. Музыкант всю симфонию ждет этого одного, но очень важного удара.
- Мне кажется, что иногда произведения, исполненные в обработке для ударных, звучат даже интереснее, чем в оригинальном исполнении.
- Например, барочная музыка. Слушатели неоднократно отмечали, что «Времена года» Вивальди в нашем исполнении слушаются необычнее и интереснее, чем в струнном оркестре, для которого они и были изначально написаны. Кстати, мы в апреле будем представлять в концертном зале «Яани кирик» весь цикл Антонио Вивальди «Времена года» в обработке для ударных инструментов. Это уникальный проект, который, несомненно, будет интересен широкому кругу слушателей.
- Каким основным качеством должен обладать исполнитель на ударных инструментах?
- Главное - это, конечно, чувство ритма. Нужно иметь крепкие нервы, ведь ударник - это всегда солист. Исполнителю на ударных не за кем прятаться, невозможно отсидеться за спинами других музыкантов.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.
Комментарии