Музыка в эфире чистом и незримом

Музыка Александра Кнайфеля часто звучит в лучших залах на престижных фестивалях, а созданные им саундтреки к фильмам «Рафферти», «Торпедоносцы», «Противостояние» стали классикой. Подвергнутый жесткой официальной критике в конце 1970-х как композитор-авангардист, в 1990-е Александр Кнайфель получил всеобщее признание.

Музыка в эфире чистом и незримом | Иллюстрация Stokketer2/shutterstock.com

Иллюстрация Stokketer2/shutterstock.com

В июле этого года Кнайфель в качестве одного из почетных гостей был приглашен в расположенный в Южном Тироле итальянский городок Фёльс-ам-Шлерн, где уже пятнадцатый раз прошел международный фестиваль Semper-music («Просто музыка»). С 2010 года фестиваль возглавляет выпускница петербургской Консерватории пианистка Татьяна Герасимова, и во многом благодаря ее стараниям там сложилась творческая атмосфера, привлекающая музыкантов из разных стран и континентов.

Из музыки Кнайфеля на фестивале прозвучали два его камерных сочинения: «В эфире чистом и незримом» (строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного квартета) и премьера версии «Царю Небесный» (молитва Святому Духу) для виолончели и фортепиано. «В эфире чистом и незримом» относится к числу самых исполняемых произведений Кнайфеля, в апреле эта вещь звучала в Концертном зале Мариинского театра в интерпретации лауреатов гамбургского конкурса Tonali. Как говорит сам композитор, музыканты здесь должны «заново научиться играть», воспринимая каждую ноту как драгоценность. Плавно сменяющие друг друга тянущиеся созвучия требуют особого бережного внимания. Но когда все условия оказываются соблюдены, возникает поразительный эффект «застывшего мгновения»: время замирает в одной точке, продолжая при этом так же интенсивно вибрировать.

Чтобы приблизиться к искомому результату, молодым ребятам, впервые встретившимся в одном ансамбле, пришлось серьезно потрудиться. Было необычайно увлекательно наблюдать, как две юные китайские скрипачки (Фан Ванг и Йена Вей), пианист и альтист из Соединенных Штатов (Исаак Фореман и Амид Маншури) и армянский виолончелист (Хайк Сакисян) за четыре репетиции, общаясь с композитором, сумели уловить нужную манеру. На концерте, прошедшем в храме на высоте 1800 метров, они представили убедительный художественный результат.

Молитву Святому Духу «Царю Небесный» Кнайфеля в Петербурге неоднократно пели самые разные хоры. Специально для фестиваля Semper композитор создал версию для виолончели и фортепиано. В стенах замка Прёзельс она прозвучала в исполнении российского виолончелиста Александра Рудина и американского пианиста Франка Леви. Эта небольшая пьеса в программе концерта стала прологом к прозвучавшей после этого виолончельной сонате Шостаковича, также блестяще сыгранной Александром Рудиным в ансамбле с Татьяной Герасимовой. Сопоставление двух внешне совершенно разных произведений создало очень интересный эффект: за внешней иронией, гротеском и сарказмом у Шостаковича стал ясно виден духовный свет, концентрированно выраженный в сочинении Кнайфеля.

Из своих новых творческих замыслов Александр Кнайфель представил на фестивале проект под названием «Фильмофония». Композитор, имеющий серьезный опыт работы в кино, отобрал из своей музыки 33 законченных фрагмента, ставших «алфавитом фильмофонии». По замыслу композитора, эти треки могут идти в любом порядке, заданном компьютерной программой, и этой же программой под них подкладывается видеохроника, включающая в себя разнообразие окружающего мира: пейзажные съемки, историческая хроника, лица людей, животные, природные стихии... Звук же в этом пестром разнообразии становится «скрепляющим раствором», задает общий ритм дыхания и концентрирует внимание на вещах, мимо которых мы часто проходим.

Проект находится в стадии разработки, для показа пока отобраны шесть контрастных треков с уже смонтированным видеорядом. Публика, наполнившая на показе «Фильмофонии» школьный актовый зал, была самых разных возрастов и национальностей. Но на последующей дискуссии многие отметили, что музыка Кнайфеля в сочетании с хроникой «прекрасного и ужасного» мира заставила задуматься над тем, что же на самом деле происходит в наше время и как сохранить в себе человека в эпоху компьютеров, смартфонов и машин.

#музыка #Кнайфель #фестиваль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?