Музыка отца и сына

Выдающийся дирижер современности Марис Янсонс продирижировал заслуженным коллективом России в Большом зале Филармонии, посвятив свое выступление 100-летию отца – Арвида Янсонса.

 Музыка отца и сына | Источник: depdela.ru

Источник: depdela.ru

Последний концерт с заслуженным коллективом Марис Арвидович проводил в 2003 году по случаю 300-летия Петербурга. С тех пор он появлялся с этим оркестром на филармонической сцене лишь на руководимых им юбилеях Юрия Темирканова, поскольку выступал художественным руководителем программ. Маэстро приезжал в Петербург и с возглавляемыми им европейскими коллективами – оркестром Баварского радио и амстердамским оркестром Консертгебау.

Пост главного дирижера последнего оркестра он, к сожалению, неожиданно для музыкантов покинул в этом году по ряду причин, в том числе по состоянию здоровья. Кто знает, может быть, теперь у Мариса Янсонса будет больше времени, чтобы чаще прилетать в Петербург? Хотя, как заверил маэстро российских журналистов на пресс-конференции, из Петербурга он никуда и не уезжал – в своем любимом городе готовится к европейским выступлениям, здесь у него большая библиотека и собрание звукозаписей. Марис считает себя и своего отца петербуржцами, гордо несущими традиции ленинградско-петербургской школы симфонического дирижирования. Отец и сын вместе работали и в Ленинградской консерватории, и в Филармонии. История академической музыки ХХ и ХХI веков знает несколько примеров такой преемственности. В случае Янсонсов сын не просто стал завидным продолжателем отцовского дела, но и во многом превзошел его. В арт-подвале Большого зала Филармонии в эти дни развернута экспозиция к 100-летию Арвида Янсонса, где можно увидеть фотографии отца и сына.

Программу своего концерта Марис Янсонс собрал по биографическому принципу. Солистом выступил австрийский пианист Рудольф Бухбиндер, знаток творчества Бетховена.

Концерт прошел при аншлаге, в зале радовало обилие молодежи с горящими глазами, пришедшей посмотреть на живую легенду. Вечер пролетел в одно мгновение.

В музыке концерта Бетховена, в его героическом до-миноре, написанном очень по-моцартовски, слышалось столько трепетной нежности, столько чуткости, исходящей от оркестрантов. Струнники звучали как один, духовые деликатничали как никогда, Бухбиндер добавлял венской элегантности. На бис пианист исполнил Фантазию на темы Иоганна Штрауса.

В «Жизни героя», последней симфонической поэме Рихарда Штрауса, оркестр было попросту не узнать: он как-то по-особому преобразился – в нем появилось больше европейского лоска, заиграли иные мускулы, открылось новое дыхание. И это достигнуто всего за четыре репетиции. Романические метаморфозы героя – композитор описывал моменты своей биографии – звучали ярко и вместе с тем невероятно осмысленно, тонко, без гремучего пафоса.

Марис Янсонс выстроил поразительную драматургию взлетов и падений, пауз и кульминаций – словно симфонический ваятель, творящий звуковой памятник своему отцу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5448) от 28.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...