Музыка на улицах и в «Шляпе»

Группа Billy,s Band в музыкальной жизни Петербурга - явление по-своему уникальное. Коллектив регулярно дает концерты в России и за рубежом, принимает участие в крупных городских и мировых фестивалях, записывает альбомы, звучит на радиостанциях. Лидер группы Билли Новик - желанный гость и на эстраде, и в рок-тусовке, и даже в программе «Вечерний Ургант». В начале нового концертного сезона корреспондент обсудила с Билли НОВИКОМ летние фестивали, проблемы уличных музыкантов и секреты успеха.

Музыка на улицах и в «Шляпе» | ФОТО из архива группы Billy s Band

ФОТО из архива группы Billy s Band

- Билли, по количеству фестивалей Петербург обогнал даже столицу. Этим летом регулярно проходили общедоступные концерты в парках и на Книжных аллеях, успешно реализуется проект «Культура рядом» для жителей отдаленных от центра районов... Какие события прошедшего музыкального лета показались вам самыми значимыми?

- В этом году приезжало очень много прекрасных музыкантов. Это я понял по тому, сколько их приходило на ночные джем-сейшены в джаз-бар The Hat («Шляпа»). Почти каждый день в наш джаз-бар заходили мировые звезды! Я очень благодарен всем, кто организует фестивали «Свинг белой ночи», «Усадьба Jazz», «Петроджаз» - отличные и яркие события питерского лета, позволяющие считать наш город джазовой столицей России.

- Петербург называют и городом уличных музыкантов. Молодые люди играют на центральных улицах, в подземных переходах, у станций метрополитена. Местной звездой стал трубач дядя Миша, виртуозно исполняющий классические мелодии и советские шлягеры на Невском проспекте. По вашему мнению, это положительно сказывается на имидже нашего города? Можно ли сделать уличное музицирование одним из петербургских брендов?

- Конечно. Но прежде нужно регламентировать уличное музицирование по опыту старших в этом смысле коллег. Скажем, в Баварии в каждом туристическом информационном центре можно попросить памятку уличного музыканта, где четко прописано, что можно, а что нельзя. Таким образом возможно прекратить, с одной стороны, произвол пьяных гопников с гитарой, вымогающих у прохожих деньги, а с другой стороны - произвол полиции, пытающейся вменить нормальным музыкантам статью о незаконном предпринимательстве.

- Летом широко обсуждался случай, когда на Манежной площади в Москве полиция оштрафовала петербургских студенток. И мэр столицы Сергей Собянин как раз и предложил разработать законопроект, регламентирующий деятельность уличных музыкантов.

- Целиком поддерживаю инициативу. Как уличный музыкант со стажем могу проконсультировать по всем вопросам. Обращайтесь!

- Другой аспект уличного искусства - это хип-хоп-культура, которая развита в Америке и приобретает все большую популярность в наших широтах. Насколько вам близка вся эта поэтика улиц, рэп и брейк-данс?

- До тех пор пока это не нарушает правопорядок в общественных местах - я за. Это косвенно способствует развитию туризма и обогащает регион. Главное, чтобы это не мешало гражданам, не создавало затруднений в дорожном и пешеходном движении, не создавало угрозы петербуржцам и гостям города.

- Какое значение в сегодняшнем обществе имеет музыка? Раньше музыканты были «голосом поколения», привносили в культуру «ветер перемен», отражали в своем творчестве боль и надежды современников... Сейчас такое возможно?

- Сейчас это тоже есть. Но способы распространения информации сильно изменились, теперь у концептуальных музыкальных лидеров еще больше конкурентов. Например, блогеры, свободные художники, рестораторы, даже бармены. Да и музыкальный месседж (с англ. «послание». - Прим. ред.) деградирует. Скоро народ разучится писать песни, и тогда жанр совсем рухнет. Но ничего, значит, придет что-то другое. Всему свое время.

- Когда вы пишете новые песни, что ищете прежде всего: запоминающуюся мелодию, цепляющий мотив, необычное звучание?

- Я ищу хорошую фразу, мысль. Емкую, универсальную, глубокую. Дальше все уже просто. Накладываешь ее на мотив и обрамляешь легким несущественным сюжетом. Ничего необычного не использую.

- Кого из современных исполнителей можете выделить? Есть ли какие-то тенденции в современной музыке, появившиеся в последние годы?

- Мне нравится творчество Константина Хазановича, Николая Сизова, Петра Востокова, многих наших исполнителей. Если говорить о тенденциях и непосредственно о Петербурге, то тут сейчас очень в тренде джаз, особенно классический. Он играется повсюду - в кафе, в супермаркетах, даже многие таксисты уже переключили свои приемники на джаз. А в мире тенденция противоположная и более печальная. Музыка становится все менее музыкальной, преобладают жесточайшие биты.

- Имеет ли современная российская музыка выраженные национальные черты или в наш век артист должен соответствовать каким-то общемировым стандартам?

- В нашей музыке первостепенна песня. То есть музыка в форме песни. Должны быть слова. Так исторически сложилось. В африканской музыке, на базе которой построена вся западная современная школа, первичен ритм. Слова не принципиальны. Должен ли артист чему-то соответствовать? Артист вообще никому ничего не должен.

- А как складывается ваша театральная карьера после участия в спектакле «Король Лир» ТЮЗа им. А. Брянцева? Какой театр вам нравится?

- Классические академические жанры - репертуар Мариинского театра, Большого зала Филармонии, вот это очень ценно и интересно для меня в настоящее время.

- В новом концертном сезоне много ли будет новой музыки от Billy s Band?

- Billy s Band готовит новый студийный альбом, он будет называться «Слегка», и релиз его назначен на 24 сентября. Приходите!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.


Комментарии