Музыка для царей

В Российском институте истории искусств с участием мужского хора «Санкт-Петербург» прошла презентация компакт-диска «Музыка для царей», записанного музыкантами школы музыки «Хью Хаджсон» при университете штата Джорджия (США) и ставшего одним из итогов совместного с РИИИ проекта, связанного с изучением русской духовой музыки.

Музыка для царей | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Руководитель проекта, музыковед и дирижер, директор музыкально-исполнительского центра при университете штата Джорджия Джордж Фореман давно интересуется русской старинной музыкой. Увлечение историей исполнительства на духовых инструментах, а также музыкой придворного быта привело его на Исаакиевскую площадь в Российский институт истории искусств, где хранится часть уникальной царской нотной библиотеки, попавшей туда из Эрмитажа перед самым началом Великой Отечественной войны. Насчитывающая больше 1000 единиц хранения опись включает в себя музыку совершенно разных жанров и стилей: здесь и роскошно переплетенные рукописные оперные партитуры с дарственными надписями, и старательно переписанные итальянские и французские романсы, и старопечатные ноты с популярными тогда попурри и фантазиями на темы известных арий, и руководства для игры на фортепиано, гитаре, арфе. Заведующая кабинетом рукописей РИИИ Галина Викторовна Копытова терпеливо объясняла американским коллегам особенности появления на свет той или иной рукописи.

Для компакт-диска были отобраны произведения, написанные, соответственно, при императорах Павле, Александре I, Николае I, Александре II и Александре III. Из композиторов «первого ряда» на диске оказался лишь Джоаккино Россини. Автор «Севильского цирюльника», один из самых известных в то время композиторов Европы, уже отойдя от сочинения опер, в 1834 году написал и передал для Николая I три военных марша («Переход через Балканы», «Взятие Эривани» и «Штурм Варшавы»), надеясь снискать тем самым монаршую милость и получить российский орден. Однако Николай I отнесся довольно прохладно к приношению знаменитого маэстро, до нас не дошло никаких сведений, исполнялись ли эти марши в России в пушкинскую эпоху. Находчивый Россини позже переделал музыкальный материал для европейских королей, в частности, музыка маршей под названием «Женитьба его королевского высочества герцога Орлеанского» была издана в 1837 году. А оригинальный манускрипт остался пылиться в царской библиотеке, пока в 1913 году уже Николай II, правнук адресата посвящения, не распорядился передать марши для пехотных полков и батальонов. Европейцы автограф Россини считали утерянным, пока при подготовке к собранию сочинений композитора не выяснилось, что он спокойно хранится напротив Исаакиевского собора. Таким образом, американцы осуществили первую запись изначальной редакции россиниевских маршей.

Среди прочих редкостей, представленных на диске, - «Марш по случаю торжественного въезда ея высочества принцессы Марии Гессен-Дармштадтской в Санкт-Петербург» главного капельмейстера войск гвардии Ивана Чапиевского. Произведение было создано в 1840 году по случаю прибытия в Петербург наследника престола Александра вместе с невестой, шестнадцатилетней принцессой Марией. Хор в этой музыке, как полагается, прославлял добродетели и смиренный нрав будущей царицы («Мария - ангел благодатный и новых радостей заря»), а фанфары и барабанная дробь подчеркивают праздничный дух церемонии.

Приехавшая в Петербург американская научная делегация не стала вызывать для презентации духовой оркестр, ее больше привлекали традиции русского хорового пения. Выступивший в Зеленом зале института камерный мужской хор «Санкт-Петербург» действительно показал высочайший уровень профессионального мастерства, исполнив духовные песнопения и русские народные песни. Соло известного в Петербурге баса Владимира Миллера в балладе «Двенадцать разбойников» на стихи Некрасова даже у не знающих языка американцев вызвало восторг. Ведь в отличие от политики язык искусства действительно объединяет людей, пробуждая в них лишь лучшие чувства.

Американцы из Джорджии намерены и дальше продолжать работу по освоению петербургских исторических архивов. Следующий проект, который готовит Джордж Фореман, будет посвящен императору Александру III. В готовящемся исследовании российский самодержец предстанет как талантливый музыкант, превосходно играющий на тубе и корнете, а на новый компакт-диск будет записана музыка, звучавшая при царском дворе во второй половине XIX века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...