Главная городская газета

Музыка для царей

  • 29.09.2016
  • Георгий Ковалевский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Музыка для царей | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

В Российском институте истории искусств с участием мужского хора «Санкт-Петербург» прошла презентация компакт-диска «Музыка для царей», записанного музыкантами школы музыки «Хью Хаджсон» при университете штата Джорджия (США) и ставшего одним из итогов совместного с РИИИ проекта, связанного с изучением русской духовой музыки.

Руководитель проекта, музыковед и дирижер, директор музыкально-исполнительского центра при университете штата Джорджия Джордж Фореман давно интересуется русской старинной музыкой. Увлечение историей исполнительства на духовых инструментах, а также музыкой придворного быта привело его на Исаакиевскую площадь в Российский институт истории искусств, где хранится часть уникальной царской нотной библиотеки, попавшей туда из Эрмитажа перед самым началом Великой Отечественной войны. Насчитывающая больше 1000 единиц хранения опись включает в себя музыку совершенно разных жанров и стилей: здесь и роскошно переплетенные рукописные оперные партитуры с дарственными надписями, и старательно переписанные итальянские и французские романсы, и старопечатные ноты с популярными тогда попурри и фантазиями на темы известных арий, и руководства для игры на фортепиано, гитаре, арфе. Заведующая кабинетом рукописей РИИИ Галина Викторовна Копытова терпеливо объясняла американским коллегам особенности появления на свет той или иной рукописи.

Для компакт-диска были отобраны произведения, написанные, соответственно, при императорах Павле, Александре I, Николае I, Александре II и Александре III. Из композиторов «первого ряда» на диске оказался лишь Джоаккино Россини. Автор «Севильского цирюльника», один из самых известных в то время композиторов Европы, уже отойдя от сочинения опер, в 1834 году написал и передал для Николая I три военных марша («Переход через Балканы», «Взятие Эривани» и «Штурм Варшавы»), надеясь снискать тем самым монаршую милость и получить российский орден. Однако Николай I отнесся довольно прохладно к приношению знаменитого маэстро, до нас не дошло никаких сведений, исполнялись ли эти марши в России в пушкинскую эпоху. Находчивый Россини позже переделал музыкальный материал для европейских королей, в частности, музыка маршей под названием «Женитьба его королевского высочества герцога Орлеанского» была издана в 1837 году. А оригинальный манускрипт остался пылиться в царской библиотеке, пока в 1913 году уже Николай II, правнук адресата посвящения, не распорядился передать марши для пехотных полков и батальонов. Европейцы автограф Россини считали утерянным, пока при подготовке к собранию сочинений композитора не выяснилось, что он спокойно хранится напротив Исаакиевского собора. Таким образом, американцы осуществили первую запись изначальной редакции россиниевских маршей.

Среди прочих редкостей, представленных на диске, - «Марш по случаю торжественного въезда ея высочества принцессы Марии Гессен-Дармштадтской в Санкт-Петербург» главного капельмейстера войск гвардии Ивана Чапиевского. Произведение было создано в 1840 году по случаю прибытия в Петербург наследника престола Александра вместе с невестой, шестнадцатилетней принцессой Марией. Хор в этой музыке, как полагается, прославлял добродетели и смиренный нрав будущей царицы («Мария - ангел благодатный и новых радостей заря»), а фанфары и барабанная дробь подчеркивают праздничный дух церемонии.

Приехавшая в Петербург американская научная делегация не стала вызывать для презентации духовой оркестр, ее больше привлекали традиции русского хорового пения. Выступивший в Зеленом зале института камерный мужской хор «Санкт-Петербург» действительно показал высочайший уровень профессионального мастерства, исполнив духовные песнопения и русские народные песни. Соло известного в Петербурге баса Владимира Миллера в балладе «Двенадцать разбойников» на стихи Некрасова даже у не знающих языка американцев вызвало восторг. Ведь в отличие от политики язык искусства действительно объединяет людей, пробуждая в них лишь лучшие чувства.

Американцы из Джорджии намерены и дальше продолжать работу по освоению петербургских исторических архивов. Следующий проект, который готовит Джордж Фореман, будет посвящен императору Александру III. В готовящемся исследовании российский самодержец предстанет как талантливый музыкант, превосходно играющий на тубе и корнете, а на новый компакт-диск будет записана музыка, звучавшая при царском дворе во второй половине XIX века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook