Музыка для царей

В Российском институте истории искусств с участием мужского хора «Санкт-Петербург» прошла презентация компакт-диска «Музыка для царей», записанного музыкантами школы музыки «Хью Хаджсон» при университете штата Джорджия (США) и ставшего одним из итогов совместного с РИИИ проекта, связанного с изучением русской духовой музыки.

Музыка для царей | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Руководитель проекта, музыковед и дирижер, директор музыкально-исполнительского центра при университете штата Джорджия Джордж Фореман давно интересуется русской старинной музыкой. Увлечение историей исполнительства на духовых инструментах, а также музыкой придворного быта привело его на Исаакиевскую площадь в Российский институт истории искусств, где хранится часть уникальной царской нотной библиотеки, попавшей туда из Эрмитажа перед самым началом Великой Отечественной войны. Насчитывающая больше 1000 единиц хранения опись включает в себя музыку совершенно разных жанров и стилей: здесь и роскошно переплетенные рукописные оперные партитуры с дарственными надписями, и старательно переписанные итальянские и французские романсы, и старопечатные ноты с популярными тогда попурри и фантазиями на темы известных арий, и руководства для игры на фортепиано, гитаре, арфе. Заведующая кабинетом рукописей РИИИ Галина Викторовна Копытова терпеливо объясняла американским коллегам особенности появления на свет той или иной рукописи.

Для компакт-диска были отобраны произведения, написанные, соответственно, при императорах Павле, Александре I, Николае I, Александре II и Александре III. Из композиторов «первого ряда» на диске оказался лишь Джоаккино Россини. Автор «Севильского цирюльника», один из самых известных в то время композиторов Европы, уже отойдя от сочинения опер, в 1834 году написал и передал для Николая I три военных марша («Переход через Балканы», «Взятие Эривани» и «Штурм Варшавы»), надеясь снискать тем самым монаршую милость и получить российский орден. Однако Николай I отнесся довольно прохладно к приношению знаменитого маэстро, до нас не дошло никаких сведений, исполнялись ли эти марши в России в пушкинскую эпоху. Находчивый Россини позже переделал музыкальный материал для европейских королей, в частности, музыка маршей под названием «Женитьба его королевского высочества герцога Орлеанского» была издана в 1837 году. А оригинальный манускрипт остался пылиться в царской библиотеке, пока в 1913 году уже Николай II, правнук адресата посвящения, не распорядился передать марши для пехотных полков и батальонов. Европейцы автограф Россини считали утерянным, пока при подготовке к собранию сочинений композитора не выяснилось, что он спокойно хранится напротив Исаакиевского собора. Таким образом, американцы осуществили первую запись изначальной редакции россиниевских маршей.

Среди прочих редкостей, представленных на диске, - «Марш по случаю торжественного въезда ея высочества принцессы Марии Гессен-Дармштадтской в Санкт-Петербург» главного капельмейстера войск гвардии Ивана Чапиевского. Произведение было создано в 1840 году по случаю прибытия в Петербург наследника престола Александра вместе с невестой, шестнадцатилетней принцессой Марией. Хор в этой музыке, как полагается, прославлял добродетели и смиренный нрав будущей царицы («Мария - ангел благодатный и новых радостей заря»), а фанфары и барабанная дробь подчеркивают праздничный дух церемонии.

Приехавшая в Петербург американская научная делегация не стала вызывать для презентации духовой оркестр, ее больше привлекали традиции русского хорового пения. Выступивший в Зеленом зале института камерный мужской хор «Санкт-Петербург» действительно показал высочайший уровень профессионального мастерства, исполнив духовные песнопения и русские народные песни. Соло известного в Петербурге баса Владимира Миллера в балладе «Двенадцать разбойников» на стихи Некрасова даже у не знающих языка американцев вызвало восторг. Ведь в отличие от политики язык искусства действительно объединяет людей, пробуждая в них лишь лучшие чувства.

Американцы из Джорджии намерены и дальше продолжать работу по освоению петербургских исторических архивов. Следующий проект, который готовит Джордж Фореман, будет посвящен императору Александру III. В готовящемся исследовании российский самодержец предстанет как талантливый музыкант, превосходно играющий на тубе и корнете, а на новый компакт-диск будет записана музыка, звучавшая при царском дворе во второй половине XIX века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?