Музыка для царей

В Российском институте истории искусств с участием мужского хора «Санкт-Петербург» прошла презентация компакт-диска «Музыка для царей», записанного музыкантами школы музыки «Хью Хаджсон» при университете штата Джорджия (США) и ставшего одним из итогов совместного с РИИИ проекта, связанного с изучением русской духовой музыки.

Музыка для царей | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Руководитель проекта, музыковед и дирижер, директор музыкально-исполнительского центра при университете штата Джорджия Джордж Фореман давно интересуется русской старинной музыкой. Увлечение историей исполнительства на духовых инструментах, а также музыкой придворного быта привело его на Исаакиевскую площадь в Российский институт истории искусств, где хранится часть уникальной царской нотной библиотеки, попавшей туда из Эрмитажа перед самым началом Великой Отечественной войны. Насчитывающая больше 1000 единиц хранения опись включает в себя музыку совершенно разных жанров и стилей: здесь и роскошно переплетенные рукописные оперные партитуры с дарственными надписями, и старательно переписанные итальянские и французские романсы, и старопечатные ноты с популярными тогда попурри и фантазиями на темы известных арий, и руководства для игры на фортепиано, гитаре, арфе. Заведующая кабинетом рукописей РИИИ Галина Викторовна Копытова терпеливо объясняла американским коллегам особенности появления на свет той или иной рукописи.

Для компакт-диска были отобраны произведения, написанные, соответственно, при императорах Павле, Александре I, Николае I, Александре II и Александре III. Из композиторов «первого ряда» на диске оказался лишь Джоаккино Россини. Автор «Севильского цирюльника», один из самых известных в то время композиторов Европы, уже отойдя от сочинения опер, в 1834 году написал и передал для Николая I три военных марша («Переход через Балканы», «Взятие Эривани» и «Штурм Варшавы»), надеясь снискать тем самым монаршую милость и получить российский орден. Однако Николай I отнесся довольно прохладно к приношению знаменитого маэстро, до нас не дошло никаких сведений, исполнялись ли эти марши в России в пушкинскую эпоху. Находчивый Россини позже переделал музыкальный материал для европейских королей, в частности, музыка маршей под названием «Женитьба его королевского высочества герцога Орлеанского» была издана в 1837 году. А оригинальный манускрипт остался пылиться в царской библиотеке, пока в 1913 году уже Николай II, правнук адресата посвящения, не распорядился передать марши для пехотных полков и батальонов. Европейцы автограф Россини считали утерянным, пока при подготовке к собранию сочинений композитора не выяснилось, что он спокойно хранится напротив Исаакиевского собора. Таким образом, американцы осуществили первую запись изначальной редакции россиниевских маршей.

Среди прочих редкостей, представленных на диске, - «Марш по случаю торжественного въезда ея высочества принцессы Марии Гессен-Дармштадтской в Санкт-Петербург» главного капельмейстера войск гвардии Ивана Чапиевского. Произведение было создано в 1840 году по случаю прибытия в Петербург наследника престола Александра вместе с невестой, шестнадцатилетней принцессой Марией. Хор в этой музыке, как полагается, прославлял добродетели и смиренный нрав будущей царицы («Мария - ангел благодатный и новых радостей заря»), а фанфары и барабанная дробь подчеркивают праздничный дух церемонии.

Приехавшая в Петербург американская научная делегация не стала вызывать для презентации духовой оркестр, ее больше привлекали традиции русского хорового пения. Выступивший в Зеленом зале института камерный мужской хор «Санкт-Петербург» действительно показал высочайший уровень профессионального мастерства, исполнив духовные песнопения и русские народные песни. Соло известного в Петербурге баса Владимира Миллера в балладе «Двенадцать разбойников» на стихи Некрасова даже у не знающих языка американцев вызвало восторг. Ведь в отличие от политики язык искусства действительно объединяет людей, пробуждая в них лишь лучшие чувства.

Американцы из Джорджии намерены и дальше продолжать работу по освоению петербургских исторических архивов. Следующий проект, который готовит Джордж Фореман, будет посвящен императору Александру III. В готовящемся исследовании российский самодержец предстанет как талантливый музыкант, превосходно играющий на тубе и корнете, а на новый компакт-диск будет записана музыка, звучавшая при царском дворе во второй половине XIX века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.