Музыка сфер театра. В БДТ им. Г. А. Товстоногова представили сразу два необычных проекта

Они основаны на синтезе разных видов искусства, — выставку «Волшебная книга» (12+) и инсталляцию «8.12» (0+).

Музыка сфер театра. В БДТ им. Г. А. Товстоногова представили сразу два необычных проекта | ФОТО Alev Takil on Unsplash

ФОТО Alev Takil on Unsplash

«Мы хотим подружить театр и современное искусство, поэтому делали, делаем и будем делать междисциплинарные проекты», — сказал режиссер Андрей Могучий. И напомнил о том, какой успех имел в 2019 году «Фанерный театр» — архитектурный павильон, который выстроили внутри основного здания к 100‑летию БДТ и посвятили художникам русского авангарда начала ХХ века.

К 110‑летию со дня рождения Товстоногова сценограф и художник Александр Шишкин-Хокусай сочинил новую историю. В начале ее было слово. Точнее — книга, альбом цитат Георгия Александровича и не только, проиллюстрированный фотографиями и рисунками. Театр задумал выпустить это издание к круглой дате, но работа еще продолжается. А пока в променуаре Основной сцены развернули выставку страниц будущей книги.

«Сначала мне хотелось полнее отразить саму персону Товстоногова, потом я стал искать ему собеседников, строить диалоги, — рассказывает Шишкин-Хокусай. — Сначала это были его коллеги, артисты и режиссеры, потом — философы. И, наконец, появилась Мона Лиза, а вслед за ней — абстрактные предметы: ветки, камни, черепа».

Результатом стало некое пространство — снов, воспоминаний, сбывшихся и несбывшихся встреч и фантазий. Оно соткано из текста, рисунков (перьевой ручкой на бумаге) и старых фотографий, а затем перенесено с помощью специальных технологий на стены. Литеры обернулись здесь частью изображения, зерном, из которого оно прорастает. Лица и предметы — ­частью текста, одним из проявлений пульсирующей мысли режиссера, художника и прочих героев этого сновиденческого повествования.

С кем встречается Товстоногов на страницах «Волшебной книги»? С Андреем Тарковским, Борисом Пиотровским, Микеланджело Антониони, Моцартом, Шопенгауэром, Кантом. С Кантом, кажется, чаще других. «Любовь к жизни — это значит любить правду», — говорит Кант. «Театр мертв, если в нем нет сегодняшних проблем», — отвечает Товстоногов.

Интересно, что изображения размещены ниже уровня взгляда взрослого человека. С одной стороны, можно предположить, что они адресованы юным зрителям. С другой — что художник приглашает всех в некое Зазеркалье, где человек способен увеличиться и уменьшиться, вернуться мыслями и чувствами в детство, посмотреть на привычные вещи с неожиданной точки зрения.

Эту тему пластичности мира и человека продолжает и второй проект — инсталляция «8.12», возникшая на стыке искусства и квантовой физики. «Наука и искусство не параллельные вещи. Искусство опережает науку на десятилетия, если не на столетия, — сказала в день открытия Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований Петербургского университета. — Важно, чтобы наука и искусство внимательно смотрели друг на друга». Именно к этому и приглашают своих зрителей авторы инсталляции — творческая группа, в которую вошли режиссер Андрей Могучий и его ученик, автор концепции Михаил Самусенко, консультант по вопросам физики и разработчик аудиовизуального алгоритма инсталляции Екатерина Архипова, художник Александр Шишкин-Хокусай и другие.

Как это выглядит? В центре Большого зрительского фойе театра зависла огромная черная сфера. Она парит в воздухе и, кажется, дышит, совершая колебательные движения. Она создана из светонепроницаемых материалов и способна лишь поглощать свет, словно черная дыра. Она завораживает смотрящего одним своим присутствием.

Однако этот «неопознанный технический объект» создан не только для созерцания, но и для взаимодействия. Вокруг него расположено восемь кресел для наблюдателей. «Совершайте движения, найдите звук, объединитесь с другими, почувствуйте себя частью музыки сфер», — гласит инструкция. И действительно, стоит только присесть на одно из кресел, в воздухе зазвучит нота, которая постепенно сольется с теми, что породили ваши соседи, в единую мелодию, общую гармонию.

Но и это еще не все. Тем, кто уже повзаимодействовал со сферой, предлагается осмыслить полученный опыт. На стенах фойе размещены 10 текстов, 10 интерпретаций арт-объекта, называющие 10 источников вдохновения для его создателей и зрителей — от уже упомянутых черных дыр до «Черного квадрата» Малевича, от темной материи до буддийского понятия дхармы.

Таким образом в этой инсталляции древняя философия и авангардное искусство смыкаются (сплетаются) с современной наукой. «Материя оказывается не совокупностью неподвижных частей, а сетью взаимодействий». Зрителя приглашают подумать об этом и пережить текучесть вещного мира в ощущениях, созерцая черную сферу, наполняя пространство вокруг нее музыкой.

Предполагается, что инсталляция «8.12» в будущем году станет площадкой для встреч исследователей из различных областей научного и гуманитарного знания. Они пройдут в рамках проекта «Наука — искусство — человек. Диалоги в БДТ», замысленного и реализованного при поддержке корпорации «Росатом». С ней театр сотрудничает давно и плодотворно. Совместные проекты, не всегда напрямую связанные со сценой, расширяют не только сферу деятельности БДТ, но и само понятие искусства.

Читайте также:

«Время меняется быстрее театра»: интервью с директором театра музкомедии Юрием Шварцкопфом

В Петербурге пройдёт XXXII фестиваль негосударственных театров «Рождественский парад»


#БДТ имени Товстоногова #выставка #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (8055) от 12.12.2025 под заголовком «Музыка сфер театра».


Комментарии