Главная городская газета

Мужчина на грани

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

С новым киногодом!

Среди самых ожидаемых работ российских режиссеров есть и фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию, и артхаус. Читать полностью

«Умный голос» Сергея Новожилова

С телевидения пропали литературные передачи, а ведь они были настолько популярны, что я читал в прямом эфире даже 35-минутный рассказ Платонова! Читать полностью

Бенефис для любимых актрис

На экраны кинотеатров выходит фильм Владимира Котта «Карп отмороженный». Читать полностью

РНБ встала на рельсы

В новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте проложили железную дорогу Читать полностью

Этот климат полезен Мадонне

Вчера в Эрмитаже произошло знаменательное событие. Картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи предстали перед посетителями музея в новых витринах. Читать полностью

Все оттенки дискомфорта

Антон Долин, кажется, - самый известный кинокритик России. Автор восьми книг, сотен рецензий, обзоров и статей, радио- и тележурналист, главный редактор журнала «Искусство кино». Читать полностью
Мужчина на грани | ФОТО Оксаны КОВТУН предоставлено пресс-службой Театра эстрады

ФОТО Оксаны КОВТУН предоставлено пресс-службой Театра эстрады

В Театре эстрады состоялась премьера спектакля «Дом». В главной роли - Юрий Гальцев.

Место и действующее лицо определяют характер события. Публика почти сплошь поклонники артиста, его жанра и подведомственного его художественному руководству театра. Однако театру (даже если это театр легкого жанра) свойственно удивлять, обманывать и разочаровывать. Чем и характерна нынешняя премьера.

Начнем с того, что перед нами не шоу, а драматический спектакль. Продвинутая публика должна была обратить внимание хотя бы на имена драматургов. Анна Матисон - известная сценаристка (вспомним хотя бы «Елки») и кинорежиссер. Евгений Гришковец - писатель и исполнитель собственных текстов, выступающий в жанре стенд-ап. Но театр, как видно, не решился резко менять курс, отклоняясь от развлекательного формата. Драматическое действо драматический режиссер Олег Куликов закамуфлировал песенками, танцами, шутками под аккомпанемент музыканта в лицедейском прикиде...

А сюжет спектакля не столь уж жизнерадостен. Главный герой, отоларинголог среднего возраста (под полтинник) и среднего же достатка, затеял покупку собственного дома. У него симпатичная жена (Татьяна Калашникова из Театра на Васильевском), взрослые дети и невыплаченный кредит за квартиру, в которой живет его семья, но мечта о доме стала вдруг навязчивой идеей. Взвешивая все «за» и многочисленные «против», он мечется по друзьям и знакомым в поисках денег. Такова фабула. Но речь, конечно, идет о человеке, который свой путь прошел до середины и подводит некие итоги. Заодно итоги подводят и его близкие, друзья, коллеги - так что рамки моноспектакля невольно преодолеваются. Из сцен-клипов, встреч с разными людьми, и состоит спектакль. Узнаваемые ситуации с участием гастарбайтеров в национальных халатах, дальнобойщиков, едва стоящих на ногах, пациентов и врачей - судьбы-аргументы в пользу и в опровержение мечты о доме. У ближайшего друга (Андрей Зибров) есть дом, но теперь он мечтает о том, как бы от него избавиться. Недаром его монолог - типичная для Гришковца стилизация по мотивам гоголевской птицы-тройки - срывает сочувственные аплодисменты.

Тронула зрителей и история преуспевающей красавицы, не знающей, о чем мечтать... И трудно сказать, кому в этом случае аплодировали - актрисе Алене Кухоткиной, героине или режиссеру, наполнившему эту, казалось бы, сатирическую сценку нежданным драматизмом.

Перед режиссером, конечно, стояла трудная задача: принудить публику, привыкшую в театре смеяться, хлопать и вслух комментировать происходящее, к тишине, паузам, серьезным темам. Отринуть все атрибуты «Аншлага» до конца не осмелились, эстрадные вкрапления в пьесу вроде бы ироничны, но завсегдатаи все равно рады передышкам.

Если кто и не делает уступок зрителям, так это герой дня. Юрий Гальцев стопроцентно выдерживает экзамен драмой. В нем почти невозможно узнать любимца публики, клоуна, выдают разве что красные ботинки. Он играет мужчину критического возраста, на грани нервного срыва, сопротивляющегося обстоятельствам, вот-вот готового сдаться... Похоже, и как артист, и как художественный руководитель, он переживает аналогичные проблемы. За успехом ни Гальцеву, ни театру на Большой Конюшенной гоняться не надо, полные залы им обеспечены. «Концерты для своих» в рекламе не нуждаются. Но амбиции простираются дальше. Подобную «ломку» до Гальцева уже переживали его старшие коллеги: и Геннадий Хазанов, и Ефим Шифрин пытались менять амплуа, участвовать в серьезных театральных проектах. Нельзя сказать, что они полноценно вписались в другой уровень. И все же история с «Домом» обнадеживает. Планка жанра преодолена, грань вкуса соблюдена... И поскольку работает Юрий Гальцев в своем ДОМЕ (хоть и с печатью «эстрада»), да еще и начальником, то ему и карты в руки.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook