Музейная весна в Петербурге: Сальвадор Дали, Василий Верещагин и Маноло Бланик

«Очередь на Серова», которая в один прекрасный день вынесла двери в здании Третьяковки на Крымском Валу, кажется, кочует по стране. В России - настоящий музейный бум. Желающие попасть в музеи, чтобы посмотреть «громкие» выставки, терпеливо стоят в очередях в любую погоду. Выставка Ивана Айвазовского, которая работала в Корпусе Бенуа с 22 декабря прошлого года, собрала рекордное количество посетителей. Ее продлили на неделю, и 19 марта, в последний день работы, время ожидания в очереди составляло около четырех часов. Надо признать, что очереди в музеи не только наше новое хобби. В начале марта персонал Лувра объявил забастовку из-за невероятного наплыва посетителей, желающих посмотреть выставку Яна Вермеера. Можно прогнозировать успех многих выставок, которые откроются в Петербурге этой весной, в том числе выставки Василия Верещагина в ГРМ? Рассказываем о самых сенсационных.

Музейная весна в Петербурге: Сальвадор Дали, Василий Верещагин и Маноло Бланик  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Оживет «век суетных маркиз»

Завтра в КGallery открывается выставка Константина Сомова - петербургского художника рубежа XIX - XX веков. Это очень важное событие для всех любителей искусства, ведь персональных выставок Сомова не было почти полвека. Кроме того, впервые в рамках одной экспозиции будут представлены живописные и графические работы художника, фарфоровые композиции и книжная графика. Это вещи из собраний Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры И. И. Бродского, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из нескольких десятков российских и зарубежных частных коллекций.

К примеру, Музей Анны Ахматовой предоставил из своих фондов эскиз знаменитого портрета Александра Блока, выполненный Сомовым в 1907 году. Только лицо, изображенное на молочно-белом фоне. Оно кажется призрачным, словно проступает из прошлого. Из Театрального музея в KGallery уже переехал эскиз с портретом Тамары Карсавиной - блистательной красавицы, звезды петербургского балета. Сомов был страстно влюблен в балет. В фонде Константина Сомова, который хранится в отделе рукописей Русского музея, есть записные книжки и блокноты с ежедневными записями художника, которые пестрят упоминаниями о посещении театров. С Тамарой Карсавиной и ее мужем Генри Брюсом художник дружил. Особое внимание в экспозиции будет уделено ранее не демонстрировавшемуся широкому зрителю фотоархиву, предоставленному KGallery семьей художника.

Представитель художественного объединения «Мир искусства», декадент и денди, Сомов всю жизнь был недоволен собой, оттачивал талант и искал совершенства. Подобно многим членам общества «Мир искусства», художник часто обращался к образам прошлого, особенно любил XVIII столетие - «век суетных маркиз». На выставке можно будет увидеть фарфоровых дам в масках и платьях с фижмами по моде галантного столетия. Одной из наиболее известных работ Сомова стали эротические иллюстрации к куртуазному сборнику Ф. Блея Das Lesebuch der Marquise («Книга маркизы»). Несколько иллюстраций можно будет увидеть на выставке.

Сюрреалист и классик

Музей Фаберже принимает эстафету от Эрмитажа, где недавно закончилась выставка «Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». В том проекте создатель сюрреализма был показан на равных с предшественниками и современниками. Может быть, чуть подробнее, чем каждый из них.

1 апреля в Белом зале Шуваловского дворца откроется выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Это первая большая выставка знаменитого художника в Петербурге. 150 картин, рисунков, гравюр, созданных в 1930 - 1980-е годы, прибудут в основном из собрания фонда «Гала - Сальвадор Дали» в Фигерасе.

За сюрреализм отвечает прежде всего картина «Пейзаж с загадочными элементами», созданная художником в 1934 году. Фонд купил ее шесть лет назад за 11 млн долларов - цена для работ Дали очень высокая. Эту картину можно считать посвящением Яну Вермееру, которого Дали называл всеобъемлющим сюрреалистом. Каталонец использует вермееровский сюжет из «Аллегории живописи». Голландец изобразил художника, который рисует молодую женщину на фоне карты Нидерландов. У Дали похожий художник пишет пейзаж Ампурдана с маленьким мальчиком в матроске на морском берегу. Как нетрудно догадаться - это Дали в детстве.

Интерес к классическому искусству, который появился у Дали в начале 1940-х годов, привел к созданию серии иллюстраций акварелью и чернилами к автобиографии Бенвенуто Челлини, художника и гуманиста эпохи Ренессанса.

Италия заранее готовилась отметить 700-летие со дня рождения Данте, которое приходилось на 1965 год, и за 15 лет до юбилея заказала Дали иллюстрации к «Божественной комедии». Художник создал 102 рисунка в разных техниках. В 1959 - 1963 годах 100 из них были гравированы. Музей Фаберже показывает всю серию, это самая известная графическая работа Дали, большого любителя апокалиптических страшилок.

В последние годы жизни Дали, потерявший Галу, обращается к теме смерти и бессмертия в творчестве Микеланджело, создавая неоклассицистические произведения, где использует скульптуры великого итальянца. В картине «Геологическое эхо. Пьета» фигуры Девы Марии и Христа словно вырезаны в скалах Кадакеса. Вся микеланджеловская серия впервые выставляется в России.

Всем великим завоевателям

20 апреля Русский музей планирует развернуть в Корпусе Бенуа масштабную выставку Василия Верещагина, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Как говорит заведующий отделом живописи второй половины ХIХ - начала ХХ века Владимир Леняшин, музей и на этот раз не изменит себе: постарается показать знаменитого баталиста с неожиданной стороны. Публика увидит не только прославленные полотна Верещагина из Туркестанской и Балканской серий, но и менее известные широкому зрителю пейзажи и этнографические мотивы разных лет. Впервые в большом объеме будет показано графическое наследие художника.

В анфиладе залов Корпуса Бенуа разместится более двух сотен произведений Верещагина из собрания Русского музея, других российских музеев и Третьяковской галереи. По слухам, из столицы приедет знаменитый «Апофеоз войны» - картина, которую, как свидетельствует надпись на раме, автор посвятил «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Дополнят экспозицию документы из архива Русского музея, а также предметы быта, связанные с жизнью и творчеством Верещагина, из собрания Российского этнографического музея.

Выставке работ Верещагина будет предшествовать еще одно заметное событие в культурной жизни нашего города. 30 марта в Михайловском замке Русский музей откроет выставку Георгия Верейского (1886 - 1962). Она представит творческое наследие одного из классиков советской графики, продолжателя традиций общества «Мир искусства», автора замечательных портретов деятелей русской культуры, в числе которых Александр Бенуа, Евгений Мравинский, Иосиф Орбели, Евгений Лансере, Вера Мухина.

В собрании Русского музея около 300 произведений художника, в 1920-е годы - хранителя отдела гравюр Эрмитажа, лауреата Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. В экспозицию войдет примерно половина: рисунки, офорты и литографии, а также живописные работы.

Есть и еще одна музейная премьера, на которую стоит обратить внимание, пока в наш город с приходом лета не хлынул поток туристов.

27 апреля в Корпусе Бенуа ожидается вернисаж - «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария». Впервые блестящая эпоха новгородского искусства XVI столетия будет показана как цельное художественное явление. В Русском музее хранится самая значительная коллекция произведений Древнего Новгорода, датированных XVI веком. Выставка покажет художественное наследие древнерусского центра, во многом определившее характер церковного искусства Российского государства.

В экспозицию войдет более двухсот уникальных произведений: иконопись, шитье, резьба по дереву, литургическая утварь. Впервые перед публикой после длительной реставрации предстанет памятник 1533 года - новгородский амвон Софийского собора. Уникальный, единственный в своем роде сохранившийся в мире памятник состоит из 250 деталей, скрепленных без клея и гвоздей.

Туфли как искусство

Эрмитаж продолжает устраивать выставки, связанные с модой, - на радость публике. С 29 апреля до 23 июля в Главном штабе Эрмитажа откроется выставка «Маноло Бланик. Обувь как искусство». Вполне вероятно, что после выставки Бланик станет в России популярнее Кристиана Лабутена, имя которого было у всех на устах после выхода клипа на песню Сергея Шнурова. Можно будет увидеть 214 пар туфель из архива Маноло Бланика - одного из самых знаменитых дизайнеров обуви. Кстати, можно приходить на выставку в туфлях от Маноло: если шпильки опасны для драгоценных паркетов Зимнего дворца, то в Главном штабе - современные покрытия.

Туфли, созданные Маноло Блаником за 45 лет творчества, разделят не по хронологии, а по темам. Так, в разделе «Материалы. Гала» представят туфли из дорогих материалов, будь это шелк и бархат, кожа экзотических рептилий, отделанные драгоценными камнями и металлами, кружевом, шитьем. В этом же разделе представят изысканные туфельки в стиле рококо, созданные дизайнером для фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта»...

Туфли от Маноло Бланика - это, бесспорно, произведения искусства. Их вполне можно поставить на полку, как драгоценную статуэтку, чтобы просто любоваться ими. Или выставлять в музее.



Комментарии