Музей щеголяет перформансом

На минувших выходных открылся фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который уже пятый год подряд организует Институт «Про Арте». Все как обычно. Десяток в ме­ру странных или смелых проек­тов молодых художников в сте­нах почтенных городских музе­ев. Надсадно кряхтящие фести­вальные автобусы с любопыт­ной публикой, курсирующие от одного музея к другому по кру­говому маршруту. Буклеты с раскрашенной в манере поп- арта фотографией пожилой смотрительницы, которые слу­жат входным билетом на все выставки и акции фестиваля... Пять лет «Про Арте» не изменя­ет этим традициям.

Музей щеголяет перформансом | ФОТО Анастасии ДОЛГОШЕВОЙ

ФОТО Анастасии ДОЛГОШЕВОЙ

Однако пять лет — срок все-таки значительный (особенно в среде молодых художников, акционистов, инсталляторов, ку­раторов и просто выдумщиков), и от искушения подвести кое-ка­кие итоги организаторы и участ­ники не удерживаются. В основ­ном резюме позитивное: между музейными консерваторами и юными деятелями искусства ус­тановился прочный контакт. Со­трудники галерей и выставоч­ных залов «старой формации» теперь не слишком боятся отча­янных идей, а при случае даже любят щегольнуть словом «пер­форманс».

За прошедшие годы свои две­ри молодым художникам раскры­ли почти полсотни петербургских музеев, и примерно треть из них участвовали в акциях «Про Арте» неоднократно. Смотрительницы большинства музеев работали на фестивале с энтузиазмом и всячески помогали художникам осуществить их идеи. Даже если для этого приходилось извлекать из фондов какой-нибудь раритет и отдавать его на разглядывание, терзание, облучение и фотографирование под микроскопом — как это случилось, например, с древними диатомовыми водо­рослями, хранящимися в Ботани­ческом музее...

В общем, реклама о двух му­зейных дамах, свирепо шипя­щих: «Не дышите на шедевр!» — это уж точно не про Петербург. Во многом благодаря «Про Арте».

Однако если отвлечься от об­щего благоприятного фона все­го мероприятия, то можно ска­зать, что пятый фестиваль «Со­временное искусство в традици­онном музее» — далеко не апо­гей творческих возможностей его участников. По сравнению с хулиганскими проектами, ска­жем, трехгодичной давности (когда, помнится, художники ра­достно взрывали игрушечные машинки на тротуарах и собира­ли в колбы пыль с театральных сцен) нынешние кажутся на­много более цельными и инте­ресными. Но предметами искус­ства их назвать все равно не по­лучается. Они ценны в большин­стве своем лишь занятностью идеи, но не воплощения.

Кирилл Шаманов, выпускник «Про Арте», отчеканил на Мо­нетном дворе пятьдесят сереб­ряных монет номиналом ноль рублей. Вместо орла — знак бесконечности, сплетенный со своей противоположностью — нулем. Художники из группы «2012» сделали макроснимки клеток растений, раскрасили их с помощью компьютерных фоторедакторов, а затем за­ставили плясать на психодели­ческом фоне. Андрей Рудьев рассадил 42 пенопластовых пингвинов на крыше и фасаде Музея Арктики и Антарктики (об этом наша газета писала несколько дней назад). Инте­ресно? Конечно. Но, чтобы вполне оценить работу и мысль авторов, достаточно посмот­реть буклет и фотографии. Ид­ти в музей вовсе не обязатель­но, в этом-то и проблема.

Впрочем, желательно идти в Музей истории религии. На от­крытии экспозиции митек Алек­сандр Флоренский позировал те­лекамерам, возвышаясь над ме­четью и православным храмом. Мечеть сделана из кофейника, гильзы, армейского термоса и конфетницы; православная цер­ковь — из латунного подноса, де­ревянного сундучка, кофемолки, рукомойника и ручки от самова­ра. Прочие «Культовые сооруже­ния» (так называется проект Оль­ги и Александра Флоренских) — реформатская церковь, язычес­кое святилище, синтоистская па­года, синагога и другие — тоже сотворен ы с помощью абажуров, корпусов от патефона, форм для выпечки, граммофонной трубы и иного скарба. Вавилонскую баш­ню (при строительстве которой началось общечеловеческое не­допонимание) митьки создали в основном из шляпных коробок (как бы метафоры легкомыслия и праздности), а храм зороастрийцев-огнепоклонников, вполне логично, — из керогаза и горелок от керосиновых ламп.

Митьки сами предложили Му­зею истории религии (где с куль­тами обращаются аккуратно — не дай бог представитель какой-нибудь конфессии оскорбится) свой проект, где культовые здания созда­ны из вещей (которые в культ насучи­ли не возво­дить). Не все сотрудники музея приня­ли идею на ура, но мить­ки оказались убедительны, и музейщики согласились.

Хотя те час­тушки, кото­рые им успе­ла за время подготовки экспозиции напеть Ольга Флоренская, цитировать таки не реши­лись.

Чтобы лицезреть «Предчувст­вие» Кирилла Челушкина, нужно подняться на 75 ступенек винтовой лестницы внутри Нарвских ворот, — это уже восприни­мается как часть проекта. Там, наверху, в синеватой подсветке — то ли взвесь, то ли гирлянда из множества маленьких белых пенопластовых фигурок, безли­ких и, как кажется, одинаковых, а на самом деле разных. Ступай­те осторожно — на полу тоже с добрую сотню таких фигурок; не опрокиньте, не троньте руками: возможно, это не пенопласт, а мы, до поры до времени находя­щиеся на полу (т. е. на земле), а потом возносящиеся к небесам... А может быть, это заиндевевшая разбитая наполеоновская армия. Хотя Челушкин в буклете черным по белому определил проект как «структуру памяти в символичес­ком пространстве» (эта выставка открыта только до 16 октября).

С высоты Нарвских ворот — и почти под землю, на кладбище. В Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры на скорбные изваяния ложатся желтые лис­тья. И то у одного надгробия, то у другого натыкаешься на лайтбок­сы — светящиеся коробки с фо­тографиями цветов. Шествуя от цветка к цветку (от, извините, лайтбокса к лайтбоксу), вы иде­те, по мысли художника Дмитрия

Сироткина, путем Персефоны: именно невыразимой красоты цветком заманил когда-то к себе прекрасную Персефону владыка царства мертвых Аид. Что уж тут, нет среди тех фотоцветков тако­го, ради которого можно было бы спуститься кАиду; впрочем, и та­ких душераздирающих надгро­бий, как в XVIII веке, уже не дела­ют; да и люди, подобные тем, что лежат под сими надгробиями, в наши времена больше, кажется, не рождаются.

От мифологии — к физике. К «Занимательной физике», проек­ту Сергея Денисова и Владисла­ва Ефимова в Музее обороны и блокады Ленинграда (проект — по известной не одному поколе­нию книге «Занимательная физи­ка» Якова Перельмана, погибше­го в блокадном городе). Видео­инсталляция просто иллюстриру­ет опыты Перельмана. Как про­тиснуть яйцо в горлышко молоч­ной бутылки, дети? Правильно, дети, надо поджечь внутри бу­тылки бумажку. Вот тебе искус­ство на службе у точной науки.

...На открытии фестиваля воз­ле Петропавловского собора ха­отично двигалась группа людей студенческого возраста — чело­век двадцать. Двигалась в тече­ние трех часов с небольшими перерывами. Мы были подготов­лены, мы знали, что это перфор­манс британца Гари Стивенса «Форма жизни». Неосведомлен­ные посетители Петропавловки, разумеется, приняли все за оче­редной придурковатый флэш-моб. «Студенты» копировали дви­жения друг друга, и, по уверению Стивенса, никто не был инициа­тором; было непонятно, откуда, собственно, родилось то или иное движение. Вот что позаба­вило: молодые люди суетились, разбегались врассыпную и сбе­гались вновь, но иногда, неясно с чьей подачи и по какой причи­не, начинали ходить строем.

Фестиваль «Современное ис­кусство в традиционном музее» будет идти до 23 октября в Пе­тропавловской крепости, Бота­ническом музее, Музее истории религии, Музее-квартире Бло­ка, музее-памятнике «Нарвские триумфальные ворота», Музее Арктики и Антарктики, Музее го­родской скульптуры (в Некропо­ле Александро-Невской лавры) и Мемориальном музее оборо­ны и блокады Ленинграда.

 Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (3483) от 29 сентября 2005 года

#Пять лет. «Про Арте» #фестиваль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.