Музей щеголяет перформансом

На минувших выходных открылся фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который уже пятый год подряд организует Институт «Про Арте». Все как обычно. Десяток в ме­ру странных или смелых проек­тов молодых художников в сте­нах почтенных городских музе­ев. Надсадно кряхтящие фести­вальные автобусы с любопыт­ной публикой, курсирующие от одного музея к другому по кру­говому маршруту. Буклеты с раскрашенной в манере поп- арта фотографией пожилой смотрительницы, которые слу­жат входным билетом на все выставки и акции фестиваля... Пять лет «Про Арте» не изменя­ет этим традициям.

Музей щеголяет перформансом | ФОТО Анастасии ДОЛГОШЕВОЙ

ФОТО Анастасии ДОЛГОШЕВОЙ

Однако пять лет — срок все-таки значительный (особенно в среде молодых художников, акционистов, инсталляторов, ку­раторов и просто выдумщиков), и от искушения подвести кое-ка­кие итоги организаторы и участ­ники не удерживаются. В основ­ном резюме позитивное: между музейными консерваторами и юными деятелями искусства ус­тановился прочный контакт. Со­трудники галерей и выставоч­ных залов «старой формации» теперь не слишком боятся отча­янных идей, а при случае даже любят щегольнуть словом «пер­форманс».

За прошедшие годы свои две­ри молодым художникам раскры­ли почти полсотни петербургских музеев, и примерно треть из них участвовали в акциях «Про Арте» неоднократно. Смотрительницы большинства музеев работали на фестивале с энтузиазмом и всячески помогали художникам осуществить их идеи. Даже если для этого приходилось извлекать из фондов какой-нибудь раритет и отдавать его на разглядывание, терзание, облучение и фотографирование под микроскопом — как это случилось, например, с древними диатомовыми водо­рослями, хранящимися в Ботани­ческом музее...

В общем, реклама о двух му­зейных дамах, свирепо шипя­щих: «Не дышите на шедевр!» — это уж точно не про Петербург. Во многом благодаря «Про Арте».

Однако если отвлечься от об­щего благоприятного фона все­го мероприятия, то можно ска­зать, что пятый фестиваль «Со­временное искусство в традици­онном музее» — далеко не апо­гей творческих возможностей его участников. По сравнению с хулиганскими проектами, ска­жем, трехгодичной давности (когда, помнится, художники ра­достно взрывали игрушечные машинки на тротуарах и собира­ли в колбы пыль с театральных сцен) нынешние кажутся на­много более цельными и инте­ресными. Но предметами искус­ства их назвать все равно не по­лучается. Они ценны в большин­стве своем лишь занятностью идеи, но не воплощения.

Кирилл Шаманов, выпускник «Про Арте», отчеканил на Мо­нетном дворе пятьдесят сереб­ряных монет номиналом ноль рублей. Вместо орла — знак бесконечности, сплетенный со своей противоположностью — нулем. Художники из группы «2012» сделали макроснимки клеток растений, раскрасили их с помощью компьютерных фоторедакторов, а затем за­ставили плясать на психодели­ческом фоне. Андрей Рудьев рассадил 42 пенопластовых пингвинов на крыше и фасаде Музея Арктики и Антарктики (об этом наша газета писала несколько дней назад). Инте­ресно? Конечно. Но, чтобы вполне оценить работу и мысль авторов, достаточно посмот­реть буклет и фотографии. Ид­ти в музей вовсе не обязатель­но, в этом-то и проблема.

Впрочем, желательно идти в Музей истории религии. На от­крытии экспозиции митек Алек­сандр Флоренский позировал те­лекамерам, возвышаясь над ме­четью и православным храмом. Мечеть сделана из кофейника, гильзы, армейского термоса и конфетницы; православная цер­ковь — из латунного подноса, де­ревянного сундучка, кофемолки, рукомойника и ручки от самова­ра. Прочие «Культовые сооруже­ния» (так называется проект Оль­ги и Александра Флоренских) — реформатская церковь, язычес­кое святилище, синтоистская па­года, синагога и другие — тоже сотворен ы с помощью абажуров, корпусов от патефона, форм для выпечки, граммофонной трубы и иного скарба. Вавилонскую баш­ню (при строительстве которой началось общечеловеческое не­допонимание) митьки создали в основном из шляпных коробок (как бы метафоры легкомыслия и праздности), а храм зороастрийцев-огнепоклонников, вполне логично, — из керогаза и горелок от керосиновых ламп.

Митьки сами предложили Му­зею истории религии (где с куль­тами обращаются аккуратно — не дай бог представитель какой-нибудь конфессии оскорбится) свой проект, где культовые здания созда­ны из вещей (которые в культ насучи­ли не возво­дить). Не все сотрудники музея приня­ли идею на ура, но мить­ки оказались убедительны, и музейщики согласились.

Хотя те час­тушки, кото­рые им успе­ла за время подготовки экспозиции напеть Ольга Флоренская, цитировать таки не реши­лись.

Чтобы лицезреть «Предчувст­вие» Кирилла Челушкина, нужно подняться на 75 ступенек винтовой лестницы внутри Нарвских ворот, — это уже восприни­мается как часть проекта. Там, наверху, в синеватой подсветке — то ли взвесь, то ли гирлянда из множества маленьких белых пенопластовых фигурок, безли­ких и, как кажется, одинаковых, а на самом деле разных. Ступай­те осторожно — на полу тоже с добрую сотню таких фигурок; не опрокиньте, не троньте руками: возможно, это не пенопласт, а мы, до поры до времени находя­щиеся на полу (т. е. на земле), а потом возносящиеся к небесам... А может быть, это заиндевевшая разбитая наполеоновская армия. Хотя Челушкин в буклете черным по белому определил проект как «структуру памяти в символичес­ком пространстве» (эта выставка открыта только до 16 октября).

С высоты Нарвских ворот — и почти под землю, на кладбище. В Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры на скорбные изваяния ложатся желтые лис­тья. И то у одного надгробия, то у другого натыкаешься на лайтбок­сы — светящиеся коробки с фо­тографиями цветов. Шествуя от цветка к цветку (от, извините, лайтбокса к лайтбоксу), вы иде­те, по мысли художника Дмитрия

Сироткина, путем Персефоны: именно невыразимой красоты цветком заманил когда-то к себе прекрасную Персефону владыка царства мертвых Аид. Что уж тут, нет среди тех фотоцветков тако­го, ради которого можно было бы спуститься кАиду; впрочем, и та­ких душераздирающих надгро­бий, как в XVIII веке, уже не дела­ют; да и люди, подобные тем, что лежат под сими надгробиями, в наши времена больше, кажется, не рождаются.

От мифологии — к физике. К «Занимательной физике», проек­ту Сергея Денисова и Владисла­ва Ефимова в Музее обороны и блокады Ленинграда (проект — по известной не одному поколе­нию книге «Занимательная физи­ка» Якова Перельмана, погибше­го в блокадном городе). Видео­инсталляция просто иллюстриру­ет опыты Перельмана. Как про­тиснуть яйцо в горлышко молоч­ной бутылки, дети? Правильно, дети, надо поджечь внутри бу­тылки бумажку. Вот тебе искус­ство на службе у точной науки.

...На открытии фестиваля воз­ле Петропавловского собора ха­отично двигалась группа людей студенческого возраста — чело­век двадцать. Двигалась в тече­ние трех часов с небольшими перерывами. Мы были подготов­лены, мы знали, что это перфор­манс британца Гари Стивенса «Форма жизни». Неосведомлен­ные посетители Петропавловки, разумеется, приняли все за оче­редной придурковатый флэш-моб. «Студенты» копировали дви­жения друг друга, и, по уверению Стивенса, никто не был инициа­тором; было непонятно, откуда, собственно, родилось то или иное движение. Вот что позаба­вило: молодые люди суетились, разбегались врассыпную и сбе­гались вновь, но иногда, неясно с чьей подачи и по какой причи­не, начинали ходить строем.

Фестиваль «Современное ис­кусство в традиционном музее» будет идти до 23 октября в Пе­тропавловской крепости, Бота­ническом музее, Музее истории религии, Музее-квартире Бло­ка, музее-памятнике «Нарвские триумфальные ворота», Музее Арктики и Антарктики, Музее го­родской скульптуры (в Некропо­ле Александро-Невской лавры) и Мемориальном музее оборо­ны и блокады Ленинграда.

 Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (3483) от 29 сентября 2005 года

#Пять лет. «Про Арте» #фестиваль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...