Музей-заповедник «Царское Село» пополнили раритеты XVIII – XIX веков
Как мы уже сообщали, коллекцию музея-заповедника «Царское Село» пополнили 22 раритета XVIII – XIX веков. Эти предметы для музея специально приобрел и передал в дар меценат и многолетний друг Михаил Карисалов. Среди них — шесть тарелок из знаменитого Рафаэлевского сервиза, созданного в 1903 году для царскосельской императорской резиденции, и кубки с вензелями императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Все 22 предмета выставлены в Третьей антикамере Екатерининского дворца, посетители увидят их в течение месяца.
ФОТО АВТОРА
— Михаил Карисалов — меценат, хорошо известный в музейном сообществе России, — рассказала заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе Ираида Ботт. — Наш музей дружит с ним много лет. Мы получаем от него дары каждый год. Он ищет и находит вещи, которые когда‑то были в собрании нашего музея, но либо были проданы в 20 – 30‑е годы прошлого века, либо пропали в годы Великой Отечественной войны… За годы сотрудничества с меценатом наша коллекция пополнилась более чем 240 раритетами.
Напомним, что в числе таких редкостей, когда‑то утраченных и возвращенных спустя много лет, — картина Григория Чернецова «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог»; пейзаж со Скрипучей беседкой кисти Фердинанда Виктора Перро, блюда фабрики Джозайи Веджвуда с Императорской фермы; фарфоровая ваза из Китайской Голубой гостиной Большого Царскосельского дворца; комплект из трех ваз Императорского фарфорового завода в китайском стиле из убранства спальни Александровского дворца…
— Поступление предметов из знаменитого Рафаэлевского сервиза — осуществление нашей давней мечты, — говорит Ираида Ботт. — Ведь он создавался на Императорском фарфоровом заводе по заказу императора Александра III именно для Царского Села. Но судьба распорядилась так, что сервиз никогда не был в царскосельской резиденции. Теперь в музее хранятся 18 предметов из Рафаэлевского сервиза. Половина из них передана в дар Михаилом Карисаловым
Работа над сервизом продолжалась двадцать лет. В канун Рождества новые предметы этого роскошного фарфорового ансамбля дарили императору Александру III, а затем Николаю II.
Руководил созданием сервиза заведующий живописной мастерской Императорского фарфорового завода Леонард Шауфельбергер. Сервиз декорирован росписью, в которой использованы мотивы Лоджий Рафаэля в Ватикане. Это не случайно. В 1883 году, когда Александр III заказал сервиз, как раз отмечали 400‑летие со дня рождения великого Рафаэля. Кроме того, во времена его правления был популярен стиль историзм, в том числе одно из его направлений — неоренессанс.
В 1903 году сервиз на 50 персон сдали на хранение в сервизные кладовые императорских дворцов и дворцового управления. Спустя год его передали в Аничков дворец в распоряжение вдовствующей императрицы Марии Федоровны. А после 1917 года сервиз, как и многие другие произведения искусства Романовых, стали распродавать.
Настоящее сокровище, по словам Ираиды Ботт, 17 кубков с вензелями русских императриц, созданных на Петербургском казенном стекольном заводе. Все вещи с сертификатами, потому что вплоть до начала XIX столетия предметы повторяли на Императорском стеклянном заводе. Эти же датируются именно 40 – 60‑ми годами XVIII века. Уникальный экспонат — бокал с миниатюрным портретом императрицы Елизаветы Петровны и ее вензелем ЕРI. Изображение на хрустале легко датировать — портрет скопирован с серебряной монеты 1742 года. Подобные серебряные рубли чеканили до 1757 года. Три кубка относятся ко времени правления императрицы Екатерины II.
Что может быть более хрупким, чем фарфор и хрусталь? Разве что человек. В этих тарелках, чашках, кубках, уцелевших в бурные годы революции и войн, — история многих людей и — история России.
Как писал поэт Серебряного века Георгий Иванов:
И всех, и всех давно
забытых
Взяла безмолвная страна,
И даже на могильных плитах,
Пожалуй, стерты имена.
А на кофейнике пастушки
По-прежнему плетут венки;
Пасутся овцы на опушке,
Ныряют в небо голубки.
Пастух не изменяет позы,
И заплели со всех сторон
Неувядающие розы
Антуанеты медальон.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7712) от 25.07.2024 под заголовком «Фарфор и хрусталь в дар музею».
Комментарии