Музей-заповедник «Петергоф» приступил к реставрации Верхнего сада

Музей-заповедник «Петергоф» приступил к реставрации Верхнего сада. Посетители столицы фонтанов смогут попасть туда не раньше, чем через три года. Памятник садово-паркового искусства XVIII столетия заслужил заботу и отдых. В последний раз комплексную реставрацию он пережил полстолетия назад.

Музей-заповедник «Петергоф» приступил к реставрации Верхнего сада | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

В минувшую пятницу свои исторические места первыми покинули статуи середины XVIII века «Минерва» и «Меркурий». Они вернутся, когда Верхний сад обретет былое величие.

Расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, сад воспринимается парадным въездом в императорскую резиденцию. Его планировка создавалась по наброскам самого Петра I и незначительно менялась со временем.

При жизни первого российского императора у «зеленого вестибюля» его дворца было хозяйственное предназначение. Там выращивали овощи, фрукты, лекарственные растения. В прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.

В 30-е годы XVIII века из Верхнего сада убрали грядки, в партере поставили трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроили фонтаны. В середине XVIII столетия в связи с перестройкой дворца по проекту Растрелли сад был немного расширен, с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с коваными створами.

Со времен Анны Иоанновны Верхний сад украшают пять фонтанов, в боскетах у восточного пруда разбит розарий, а у западного возрожден петровский аптечный огород, на грядках которого выращивают зверобой, душицу, эхинацею, мелиссу, мяту и другие лекарственные травы.

Геометрическую планировку сада подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов. Самая интересная барочная скульптурная группа – «Нептун» – находится в центральном бассейне (на снимке). Она была изготовлена в Германии в 1650-х годах, приобретена Павлом I. Небольшой каскад с южной стороны бассейна украшает бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Партер оживляют мраморные изваяния бога садов Вертумна, богини плодородия Помоны, бога теплого ветра Зефира и Флоры – богини весны.

Во время Великой Отечественной войны Верхний сад и партеры были уничтожены. Работы по воссозданию продолжались до 1972 года. После комплексной реставрации, проведенной на основе исторических документов, Верхний сад стал одним из лучших примеров восстановления регулярного парка XVIII века.

Исследования последних лет выявили серьезные проблемы в состоянии памятника. Специалисты установили, что зеленые насаждения истощены; вертикальная планировка сада частично нарушена; не вполне работоспособна дренажно-мелиоративная система; в ремонте нуждаются обветшавшие конструкции малых архитектурных форм и ограда сада. Реставрации требует исторический коллектор с водоводами, питающими фонтаны центрального участка Нижнего парка.Предполагается, что реставрационные работы в Верхнем саду продлятся до декабря 2023 года.

Для «Санкт-Петербургских ведомостей» начало масштабного реставрационного проекта прокомментировала директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая:

– История Верхнего парка хорошо известна. Петровский парк со знаменитыми фонтанами. Там стоит Нептун, которого Павел I во время своего путешествия, как граф Северный, купил в Нюрнберге. Там же замечательный Аполлон.

Это тот самый парк, через который бежала Екатерина II, когда к славе и власти ехала в Петербург. Она прошла из Нижнего парка по лестнице мимо Большого дворца через Верхний парк, вышла в ворота, где ее ждала коляска. Вместе с Алексеем Орловым она отбыла в Петербург.

Реставрация парку была очень нужна. Это большой проект, на который мы долго не могли получить деньги в Министерстве культуры, наконец получили.

Время сейчас нелегкое. Не с первого раза прошел конкурс, потому что подрядчиков на такие серьезные работы найти трудно. Работа сложна и тем, что она очень разноплановая. Туда входит реставрация гигантской ограды, которая разваливается. Каждый год мы, как могли, приводили ее в порядок. Необходима реставрация фонтанов. Предстоят работы по замене многих деревьев, при сильных бурях они падают...

Нужна четкая координация всех работ. Конкурс выиграла фирма, с которой мы никогда раньше не работали. Пока нам все нравится. Надеюсь, что при жестком технадзоре все будет в порядке.

Сейчас в Верхнем парке мы сняли фонтаны, убрали скульптуры. Надеемся, что все будет сделано в срок.

Верхний парк был бесплатным, таким и останется.

#Петергоф #реставрация #фонтаны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6733) от 04.08.2020 под заголовком «Куда ушли Минерва с Меркурием».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?