Музей-заповедник «Павловск» получил в дар от коллекционера Михаила Карисалова ценную коллекцию мебели

В нее входит 24 предмета: диван, кресла и стулья, а также образцы корпусной мебели — ломберные столы, шкафы, секретеры, комоды, бюро, витрина, зеркало. Дар демонстрируется на выставке в Колонном зале Павловского дворца.

Музей-заповедник «Павловск» получил в дар от коллекционера Михаила Карисалова ценную коллекцию мебели | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

За малым исключением представленные предметы — произведения русских мастеров конца XVIII — начала XX века, фанерованные красным деревом и украшенные латунью. Подобный принцип декорирования мебели с использованием штампованной латуни получил название «русский жакоб» и стал популярен в России в конце XVIII столетия.

В Павловском дворце при императоре Павле I находилось значительное количество мебели, выполненной в подобной манере. Но большая часть коллекции была утрачена в годы Великой Отечественной войны, и в музее остались лишь единичные предметы мебели из исторического собрания.

Зарождение стиля «жакоб» в России связано с приездом в Петербург известного немецкого мебельных дел мастера Давида Рентгена. Он доставил крупную партию мебели красного дерева, декорированную золоченой бронзой, в том числе бронзовыми накладками. Основанная им в германском городе Нойвиде фирма в скором времени получила статус поставщика практически всех европейских монарших дворов.

Образец работы школы Давида Рентгена представлен на выставке: это бюро, изготовленное в 1785 – 1790‑х годах в парижской мастерской И.‑Г. Фроста, ученика и компаньона Рентгена.

Также демонстрируются работы другого ученика Рентгена — Генриха Гамбса, его мастерская на протяжении многих десятилетий выполняла заказы императорского двора, в том числе поставляла корпусную мебель для Павловского дворца. Гамбс одним из первых начал изготавливать предметы в стиле «жакоб», дополнительно декорированные стеклянными вставками в технике «эгломизе».

Возможно, в мастерской Гамбса была выполнена и шкатулка красного дерева с живописными стеклянными плакетками. Предметы, выполненные в подобной технике, особо ценились императрицей Марией Федоровной, украшавшей ими парадные залы и личные покои Павловского дворца. Использование таких вставок в декоре крупной мебели — явление чисто русское, не имеющее аналогов на Западе.

Хотя знакомство русских мастеров с мебелью красного дерева, декорированной золоченой бронзой, состоялось благодаря Рентгену, нарицательное название целому направлению в отечественном прикладном искусстве дала фамилия французских мебельных мастеров Жакоб. Вероятно, здесь сказалось традиционное почитание русским дворянством всего французского.

Новый всплеск интереса к мебели в стиле «жакоб» относится к эпохе Александра III. Это связано с увлечением императора отечественной историей и культурой. С юности он коллекционировал не только живопись, но и предметы старинной мебели. Вместе с супругой Марией Федоровной император лично посещал дворцовые кладовые в поисках подходящих предметов обстановки. В 1882 году императрица писала матери: «Я велела поставить себе только старинную, чудную мебель стиля «жакоб». С легкой руки царственных супругов такая мебель вновь вошла в моду, быстро распространилась среди родственников императора и других представителей русской знати. Наравне с подлинниками XVIII века в интерьерах стали появляться предметы, выполненные в подражание старым образцам. В частности, кабинет великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце получил отделку в стиле «жакоб» в 1880‑е годы. Подобные предметы приобретались великим князем и для Павловского дворца.

На выставке представлен мебельный гарнитур конца XIX века, формы и декор которого восходят к образцам предыдущего столетия, но переработаны в соответствии с технологиями своего времени.

Дар пополнил основное собрание мебели ГМЗ «Павловск». Многие предметы будут размещены в основной экспозиции Павловского дворца.


#павловск #коллекция #мебель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (8072) от 20.01.2026 под заголовком «Мебель во вкусе императрицы».


Комментарии